"Урицкий" ("Uritsky")


Статус в конвое: Эскорт

Год постройки: 1915 г.

Страна: СССР

Принадлежность:

Участие в конвоях: Одиночный рейс, PQ-1, PQ-2,

«Забияка», с 31 декабря 1922 года — «Урицкий», с 6 марта 1951 года — «Реут», с 27 декабря 1956 года — УТС-22 — эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).

Зачислен в списки судов БФ 27 октября 1913 года. В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода. Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.

Участвовал в 1-й мировой войне. До конца 1915 года дважды выходил на минные постановки (3 и 24 декабря). Во время второго похода 24 декабря 1915 года в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине, получил серьёзные повреждения (разрушена часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. погибло 12 и ранено 9 человек) и 25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле, занявший 9 месяцев. В ходе восстановительного ремонта снят кормовой торпедный аппарат и установлены ещё два 102-мм орудия. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс потерпел навигационную аварию (касание грунта — отломан руль, конец правого вала с гребным винтом) и вновь встал на доковый ремонт, длившийся до середины 1917 года.

Действовал в Моонзундской операции. 1 октября участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе (одно орудие выведено из строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых). После боя ушёл в Рогокюль. 25 октября 1917 года вошёл в состав Красного БФ, участвовал в революции и подавлении мятежа Краснова. 10-16 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе, в 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера, с октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении. в октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.

21 апреля 1921 года вошёл в состав МСБМ, 23 июля 1923 — 3 сентября 1924 — восстановительный ремонт, 26 октября 1927 — 2 сентября 1929 — капитальный ремонт. В 1933 в составе ЭОН-1 перешёл из Ленинграда на север, 9 октября 1933 вошёл в состав СВФ (с 11 мая 1937 — СФ), 15 октября 1938 — 10 марта 1941 — капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница».

Участвовал в Великой Отечественной войне: огневое содействие войскам 14-й армии, защита внутренних и внешних морских сообщений, конвоирование судов с припасами. На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (кроме «Урицкого» в него входили ещё два «Новика»: «Валериан Куйбышев» и «Карл Либкнехт»). 5 июля 1941 года в Полярном получил повреждения от близких разрывов бомб (вышли из строя поворотные механизмы орудий № 3 и 4). 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Валерианом Куйбышевым», «Громким», «Гремящим» и «Стремительным»). 10 августа встретил с сопроводил до Полярного британскую ПЛ Trident. 14 августа выставил мины в губе Зубовская. В течение 25 августа совместно с «Куйбышевым» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова», буксируя его после попадания торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации. В начале октября обеспечивал боевую подготовку ПЛ С-101, С-102, К-3 и К-22.

с 11 ноября 1941 по июнь 1942 находился в Архангельске и Молотовске на плановом ремонте на заводе № 402: установлены противоминная система ЛФТИ, ледовый пояс и усилено зенитное вооружение (добавлены два автомата 70-К). С 18 июня 1942 года на заводе «Красная Кузница» у корабля восстанавливали противоледовую защиту и нанесли камуфляжную окраску. Вечером 10 июля вышел на поиски остатков конвоя PQ-17. Кораблями — в отряд входили также «Валериан Куйбышев» и «Грозный» — был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда. 18-19 сентября 1942 года был с составе эскорта конвоя PQ-18, защищая транспорты от атак немецкой авиации. С 29 сентября по 8 ноября стоял в ремонте на заводе «Красная Кузница». 20-24 ноября 1942 — операция по оказанию помощи ЭМ «Сокрушительный» (снято 11 моряков).
8-15 января 1943 года вновь стоял в ремонте по исправлению левого вала и ледовой обшивки. Тогда же была установлена ГАС «Дракон-128с». 8 марта совместно с «Куйбышевым» встречал ПЛ С-55 и С-56, завершавшие переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей эсминца становится охрана конвоев. 15-16 октября выходил на поиск вражеских ПЛ в районе Карских ворот. 26 ноября 1943 — 30 мая 1944 — текущий ремонт у плавмастерской в п. Дровяной. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта.

1 августа 1949 вошёл в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошёл в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 «Урицкий» исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием «Реут» вошёл в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что «Реут» «подпрыгнул» из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ. За время прохождения службы на эсминце побывали 20-29.08.1925г. председатель РВС СССР М.В.Фрунзе. 21.07.1933г. Генеральный Секретарь И.В.Сталин и НКО К.Е.Ворошилов. 3.11.1941г-Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов. 30.07.1943г- глава Военно-Морской миссии США в СССР контр-адмирал Дункан в сопровождении вице-адмирала А.Г.Головко. 18.08.1946г. Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов в сопровождении командующего СФ А.Г.Головко.

Экипаж судна: