3-13 сентября 1941 года, Архангельск
Первый транспорт из состава конвоя «Дервиш» - «NEW WESTMINSTER CITY» разгрузили к 20.00 3 сентября, и в 23.00 он начал грузится лесом, закончив погрузку на следующий день в 8.00. «LANCASTRIAN PRINCE» завершил разгрузку в 16.00 5 сентября, в 20.00 встал под погрузку, которую закончил в 3.30 8 сентября. «ESNEH» - разгрузка к 23.00 5 сентября, погрузка – с 14.00 6 сентября до 9.00 13 сентября. «TREHATA» - разгрузка к 22.30 8 сентября, погрузка – с 7.00 9 сентября до 9.00 13 сентября. «ALCHIBA» - разгрузка к 14.00 11 сентября, с 16.00 начал погрузку, закончил к 20.00 13 сентября. Самый большой транспорт – «LLANDSTEPHAN CASTLE» разгружали до 9 сентября, перевезя ящики с истребителями «Hurricane» на аэродром острова Кего.
Операция по разгрузке первого конвоя показала ограниченные возможности Архангельского порта и транспортного узла. Отсутствие централизованного руководства привело к организационной неразберихе. В порту не хватало кранов, грузчиков, буксиров, катеров, автотранспорта. Отсутствие документов на грузы затрудняло их сортировку и погрузку на железную дорогу. К 3 сентября начались перебои с вагонами, часть груза пришлось складировать прямо на причалах. Питьевую воду на суда удалось подать только 4 сентября, продовольствие было доставлено с задержкой. Привлекаемые для разгрузки судов военнослужащие постоянно менялись, их питание на месте было не налажено, производительность труда при разгрузке была низкой.
Доставленные ранее, на транспорте «EMPRESS of CANADA» 10 тыс. тонн пшеницы негде было хранить. Мельниц в Архангельске не было, и пришлось срочно изготовлять оборудование, искать жернова. К 5 сентября начали работу две мельницы при складах Заготзерно. 8 сентября благодаря этому удалось восстановить нормы выдачи населению хлеба по карточкам.
4 сентября 1941 года, Северная Атлантика
Американский эсминец «GREER», шедший в Исландию был атакован германской подводной лодкой, выпустившей две торпеды. Эсминец в ответ сбросил глубинные бомбы. Фактически ВМФ США начал боевые действия против ВМС Германии.
4-10 сентября 1941 года, Северная Карелия, Лоухи – Кестеньга
В ночь на 4 сентября части 88-й стрелковой дивизии перешли наступление и к 14.00 7 сентября основными силами вышли на рубеж 10 км северо-восточнее Кестеньги. Мурманская стрелковая бригада окружила до батальона противника на юго-восточном берегу безымянного озера у дороги Лоухи-Кестеньга. Утром 8 сентября была занята гора Ганкашвара. 72-й пограничный отряд, совершив рейд по тылам противника, вышел в район Коккосальма.
4-17 сентября 1941 года, Германия - Финляндия – Норвегия
В следствие активизации действий советских и английских подводных лодок у побережья Норвегии командование кригсмарине приняло решение переориентировать конвои, доставляющие части 6-й горноегерской дивизии из Штеттина только на финский порт Васа. Перевозки в Осло были завершены 4 сентября, в Васу - 17 сентября. Это значительно увеличило сроки переброски дивизии на фронт под Мурманск.
4-30 сентября 1941 года, Кольский полуостров - Карелия - Архангельская область
Из отдельных истребительных групп и отрядов на Кировской железной дороге были созданы два батальона – Северный и Южный – для охраны дороги с зонами ответственности Лоухи - Лижма и Лижма - Токари. К концу сентября истребительные батальоны были сформированы в Кемском и Малошуйском отделениях. В Мурманском отделении созданы отряды народного ополчения численностью 1236 человек. Эти части были подчинены командованию 80-го полка НКВД по охране железнодорожных сооружений. 1-я рота полка размещалась на станции Апатиты, штаб и 2-я рота – в Кандалакше, 3-я рота - на станции Лоухи и 4-я рота – на станции Кемь. Южнее оборону железной дороги обеспечивал 52-й полк НКВД.
5-10 сентября 1941 года, Исландия – Баренцево море - Северная Норвегия – Великобритания, Оркнейские острова
Легкие крейсера «NIGERIA» и «AURORA» провели дозаправку топливом с танкера RFA «OLIGARCH» и вышли из Сейдисфьорда для перехвата немецкого конвоя у побережья Норвегии. В 2.20 7 сентября англичане в районе Танафьорда обнаружили и атаковали немецкий конвой из двух транспортов, перевозивших части 6-й горноегерской дивизии, в сопровождении учебно-артиллерийского корабля «Bremse», тральщика и двух вооруженных траулеров. Транспорта сумели укрыться в глубине Лаксефьорда, а «Bremse» был потоплен артиллерийским огнем крейсеров. Однако легкий крейсер «NIGERIA» получил повреждения от подрыва на мине и мог развить ход только в 8 узлов. Вызванные на помощь эсминцы «BEDOUIN» и «ESKIMO» присоединились к крейсерам 9 сентября. В этот день из Хвальфьорда навстречу отряду вышел тяжелый крейсер «LONDON», но затем был возвращен обратно из-за сообщения о выходе в Атлантику карманного линкора «Admiral Scheer». Оба легких крейсера и эсминцы прибыли в Скапа-Флоу 10 сентября. Немцы прекратили движение конвоев вдоль побережья северной Норвегии на 10 дней.
5-16 сентября 1941 года, Карелия, река Свирь – станция Токари
Мобильные группы 6-го финского армейского корпуса вышли на оперативный простор, устремились к Лодейному Полю, станциям Свирь и Горка Кировской железной дороги, тесня разрозненные части Южной оперативной группы 7-й армии. Олонецкая стрелковая дивизия отходила на Обжу и Свирицу. 3-я Ленинградская дивизия народного ополчения попала в окружение северо-западнее Нурмалицы, и начала прорыв на восток по лесным и болотным тропам, оставив тяжелое вооружение и технику. К 16 сентября части дивизии вышли к станции Токари и в район станций Таржеполь и Ладва. Наступавший на Лодейное Поле 13-й полк 17-й финской пехотной дивизии, имея в авангарде шведских добровольцев, завязал бой в районе лагеря НКВД, заключенных которого не успели эвакуировать. Противник был остановлен в районе моста через реку Свирь сводной ротой 52-го полка 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений генерал-майора С. А. Иванова, усиленной двумя бронеавтомобилями БА-10. У Лодейного Поля развернулись ожесточенные бои. 6 сентября в районе села Михайловское в бой вступил Подпорожский истребительный батальон. 8 сентября противник переправился через реку Свирь, занял поселок Свирьстрой и перерезал Кировскую железную дорогу. 12 сентября в район Подпорожья прибыли первые подразделения 314-й стрелковой дивизии генерал-майора А. Д. Шименкова. Но 15 сентября финны захватили станцию Подпорожье и железнодорожный мост через реку Свирь оттеснив части 3-й бригады морской пехоты и сводный отряд 314-й стрелковой дивизии. 16 сентября в направлении поселка Свирица была выдвинута 163-я немецкая пехотная дивизия.