Не ставят памятников в море - Послесловие

Нам вовек не забыть той тяжелой дороги Победы,
Что на тысячи миль по студеным морям пролегла.
Караваны к нам шли, натыкаясь на льды и торпеды.
И Отчизна моя, утопая в крови, их ждала.

Ни крестов, ни надгробий морская дорога не знает.
Наша молодость, Ричард, мужала и видела тут,
Как полярная ночь свою черную пасть открывает,
Как подводные лодки в холодную бездну зовут.

Ах, какими тогда мы парнями красивыми были!
Наши судьбы сошлись, опаленные общей бедой.
Не допели мы песен, девчонок своих мы не долюбили,
Потеряли друзей под печальной Полярной звездой.

Только мы не забыли слова боевой нашей песни.
Что нам стоит все вспомнить, вернуться в заветные дни?
Приходите в Архангельск дорогой давно Вам известной.
Он полвека нас ждет, он зажег позывные огни…

Эту хронику я начал писать летом 2016 года, накануне празднования 75-летия эпопеи первого союзного конвоя. 31 августа, в день, когда в Архангельске чествовали ветеранов и готовились к прибытию высоких гостей, я написал эти строки: «Формально Операция «Дервиш» на моей страничке Вконтакте подошла к концу. Это были незабываемые дни, наполненные смыслом, вложенным в слова «Помним. Гордимся. Верим». Порой мне самому казалось, что я иду в этом караване на одном из кораблей или транспортов. Но очень многое осталось «за кадром»... За эти дни я вновь стал свободно читать по-английски, и чем больше я узнавал о «Дервише» и начале эпопеи Арктических конвоев, тем меньше мне хотелось слушать обычные расхожие штампы, кочующие из текста в текст на просторах интернета и сайтах информагентств. Хотелось понять, что на самом деле происходило вокруг такого неординарного обстоятельства, как приход в Архангельск первого союзного конвоя в самом начале войны. Как оказалось хроника «Дервиша» и всего с ним связанного, до сих пор не написана... Мне показалось важным, используя доступные источники рассказать историю конвоя на фоне тех судьбоносных для нашей страны событий, которые разворачивались накануне войны и в 1941 году... И наверное самое главное - это лица участников битвы за Арктику. Мне посчастливилось увидеть и узнать о судьбах более 300 людей разных национальностей, для многих из которых последним пристанищем стало море. Вечная им память!»

В это же время, накануне юбилея «Дервиша» мой добрый друг Сергей Терентьев, руководитель музея Арктического морского института имени капиана В. Воронина предложил сделать выставку, посвященную выпускникам Архангельского мореходного училища – участникам конвоев. Мы встретились, поговорили, и решили, что на выставке должны быть портреты не только наших ветеранов, но и участников конвоев из стран антигитлеровской коалиции. А потом, сама собой появилась идея пронести эти портреты в строю Бессмертного полка по улицам города воинской славы Архангельска. 9 мая 2017 года мы это сделали: впервые в России в Бессмертном полку мы пронесли 100 портретов участников Северных конвоев из стран антигитлеровской коалиции. 100 портретов, с которых на нас смотрят такие разные люди: адмиралы и рядовые матросы, командиры конвоев и моряки торговых судов, русские, англичане, американцы, канадцы, австралийцы, французы. Самому юному – нет и 16-ти... Многие – навсегда остались молодыми, их вечной могилой стало суровое море. Уникальность проекта «Бессмертный экипаж» в том, что в его основе судьбы людей, в далеком 1941 году плечом к плечу вступивших в бой с фашизмом. Мы связались с председателем клуба «Русский конвой» объединяющим ветеранов Великобритании и стран Британского Содружества, а также их потомков, господином Эрнестом Девисом. И получили от него полное одобрение нашей инициативы. Господин Дэйвис считает, что эта идея будет очень уместна и является выражением правильного отношения к историческому наследию совместных усилий союзников во время Второй Мировой войны. Мистер Дэйвис попросил передать его наилучшие пожелания всем ветеранам Архангельска по случаю предстоящего празднования Дня Победы. Кроме того, к нам обратились родные и близкие участников конвоев из Англии и США с просьбой напечатать портреты их отцов и дедов и пронести их в составе Бессмертного экипажа. Мы выполнили их просьбу и получили многочисленные благодарности. Наши ветераны надеются, что подобные мероприятия состоятся и в странах антигитлеровской коалиции, чьи моряки участвовали в эпопее Северных конвоев...

Мой дед меня простит - в этом я не сомневаюсь. Он - участник обороны Ленинграда, прямо на передовой, как и многие фронтовики, открывал штыком банку консервов, которую у нас называли по-простому «Второй фронт», или по-другому – «Жми-дави» - за плитку сухого спирта, согрев которую в руках, можно было буквально выдавить 25-50 грамм живительной 40-градусной влаги...
Мы познакомились с Френком Артуром Бондом в 2010-м, когда праздновали 65-летие Победы. Им всем тогда было далеко за 80-т, но рукопожатия остались крепкие: в Архангельске встречались старые боевые друзья – британские и российские ветераны Северных конвоев. Их сплотили огненные рейсы в Арктике, где во время войны они часто вместе смотрели в лицо смерти, вместе тонули на торпедированных транспортах, и спасали друг друга, вырывая жизни из холодной бездны Ледовитого океана. Они выстояли, это по праву их общая Победа. Тогда англичане и русские собрались на Британском воинском мемориале на Кузнечевском (Вологодском) кладбище Архангельска, чтобы почтить память тех, кто погиб в боях Второй мировой войны. Тогда, после возложения венков и цветов к кресту я и подошел к нему...

- Я начал служить в Британском королевском флоте в 1939 году, юнгой. В Россию попал с одним из первых конвоев в 1941 году. На крейсере в мои обязанности входило следить за обстановкой на мостике, а позже я был приставлен к 4-дюймовой зенитной пушке на четвертой палубе корабля. В Архангельск мы привозили истребители «Харрикейн». Потом были другие конвои. Люфтваффе бомбило нас непрерывно. Налет следовал за налетом, волнами – бомбардировщики, торпедоносцы. Все небо – в разрывах зенитных снарядов, вода от взрывов бомб смывала с палуб людей, транспорта тонули, а мы не имели права останавливаться, чтобы не нарушать походного строя. Так холодно мне не было никогда. Но я твердо знал, что это все ради Победы. В Мурманске – снова бомбежки, оставаться в порту больше трех дней мы не могли, так как были хорошей мишенью для немецких летчиков. Только в Архангельске конвой мог быть в безопасности, а экипажи отдохнуть. У английских моряков есть такое выражение «second port» - второй порт, означает оно - второй дом. Архангельск в годы войны был для нас вторым домом, - рассказал мне тогда Фрэнк Бонд.

В 2013 году на церемонии, проходившей на Даунинг-стрит, британский премьер Дэвид Кэмерон вручая 40 ветеранам Северных конвоев награду – «Арктическую звезду», лично извинился перед ними за промедление в 70 лет, которые понадобились, чтобы официально отметить их мужество. Самым старшим участником церемонии тогда стал 98-летний Фрэнк Бонд. И он заслужено получил медаль Ушакова, которой его наградила наша страна. Он ушел из жизни в 2015-м - в год 70-летия Великой Победы, когда в Архангельске открыли памятник Северным конвоям. Накануне 9 мая мне передали просьбу его дочери - пронести в строю Бессмертного полка в Архангельске фотографию ее отца. И я это сделал 9 мая 2017 года в Архангельске. Думаю, мой дед со мной согласится...

В этом, 2018 году мы вновь связались с клубом «Русский конвой» в Великобритании. И снова получили полное одобрение идеи проносить портреты ветеранов из стран – участников антигитлеровской коалиции в строю Бессмертного полка 9 мая. Мы надеемся, что совсем скоро Бессмертный экипаж в составе Бессмертного полка пройдет в День Победы по улицам Лондона и Нью-Йорка...

Споры историков, политиков и обывателей о роли ленд-лиза не прекращаются. В свет выходят новые научные исследования и полемические публикации. Не буду утруждать читателя цифрами – все они сейчас доступны. Приведу лишь высказывание маршала Г. К. Жукова: «Говоря о нашей подготовленности к войне, с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников... Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «Студебекеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых различных нужд войны, был также связан с рядом американских поставок. То есть развитие военной промышленности, которое осуществлялось в ходе войны, и переход ее на военные рельсы были связаны не только с нашими собственными военными ресурсами, имевшимися к началу войны, но и с этими поставками».
Начальник отдела военно-исторической службы армии США Эрл Зимке опираясь на немецкие источники и сделал такой вывод о значение операций в Заполярье в 1941 году: «Роковой ошибкой германской стратегии на Северном театре стала невозможность перерезать северный морской маршрут в Советский Союз. В 1941 году значение данного фактора не было понято до конца, а исправить эту ошибку позже оказалось уже невозможно... Неудача наступления на Мурманскую железную дорогу была достаточно серьезной сама по себе, но не шла ни в какое сравнение с ошибкой стратегов из Верховного главнокомандования Германии, совершенно забывших про Архангельск, принимавший суда практически круглый год. Если бы удалось перерезать железную дорогу у Беломорска, а затем повести наступление на Архангельск, это позволило бы полностью закрыть северный маршрут и нанести Советскому Союзу серьезный удар. Возможно, это также позволило бы стабилизировать ситуацию в Северной Европе».

Осенью и зимой 1941-1942 годов, в самое тяжелое для нашей Родины время войны, караваны судов везли в Россию самолеты и танки, зенитные орудия и радиолокаторы, порох и взрывчатые вещества, бензин и цветные металлы, станки и промышленное оборудование, грузовые и легковые автомобили, паровозы и тракторы, пшеницу, сахар, шоколад, свиную тушенку и яичный порошок. Боевые самолеты, доставленные первыми конвоями оставались в основном на Севере, составив к началу 1942 года 65% состава ВВС Карельского фронта и 50% - ВВС Северного флота. Они сыграли огромную роль в отражении наступления немецких и финских войск от Баренцева моря до Онежского озера.

Не менее важен вклад поставок союзников в успех контрнаступления под Москвой. 15% авиации ПВО столицы составляли английские истребители, 20% танков, участвующих в Московской битве – были поставлены союзниками. Пока в СССР не был налажен выпуск метизов – пружин, стальных канатов, лент холодной прокатки, стальной катаной проволоки, болтов, гаек, заклепок, проволочных гвоздей и труб – наши танковые и авиационные заводы работали за счет американских поставок. Можно долго писать о вооружении и технике, снаряжении и продовольствии, оборудовании и сырье. Но, например, как измерить ценность пенициллина, сульфаниламидов, стрептоцида, спасших жизни тысяч и тысяч раненных?

Как измерить подвиг портовиков - архангелогородцев и мурманчан? Ведь только пятая часть доставленных в северные порты в августе 1941 - январе 1942 года грузов была разгружена с помощью механизмов, остальное - вручную. Люди работали по 12-16 часов в день, а то и круглосуточно в две-три смены, в холодных трюмах, на берегу при морозе -30 градусов, при снежных зарядах, на колючем ветру. Жили в бараках со сплошными двухъярусными нарами, а многие - ходили в порт и обратно за 6-15 км...

За 4 года войны арктическим маршрутом в СССР в составе 40 конвоев прошло 811 судов, из которых 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 8 – вернулись.  Кроме того, с августа 1942 года по сентябрь 1943 года 41 судно совершило одиночные переходы: 14 – в Советский Союз, 27 – в обратном направлении. Потери составили 103 судна: 47 американских, 36 английских, 11 советских, 8 панамских и 1 голландское.  Таким образом, в обоих направлениях за годы войны весь маршрут прошли 1423 судна под флагами США, Великобритании, СССР, Норвегии, Дании, Польши, Бельгии, Голландии, Панамы и Гондураса. «Ледяным адом» называли этот путь моряки конвоев, следующих в Россию. У них не было других слов для описания пустынных районов Арктики, где бушевали постоянные шторма, снежные бури и царила полярная ночь. Здесь титанические усилия приходилось тратить на борьбу с ветрами и ледяной водой, которая могла прикончить человека в считанные минуты. Тысячи зарубежных моряков, ходивших в конвоях, с достоинством и честью выполняли эту тяжелую работу. В эти чрезвычайно опасных и трудных рейсах они отдали делу Победы над врагом свое мужество, решительность, стойкость. Их вели вера в нерушимую дружбу между нашими народами, морское товарищество, искренне желание помочь далекой России, ставшей для них такой близкой, в чем-то – очень дорогой. Настолько, что за нее можно было отдать жизнь...

Именно здесь - на Русском Севере, в Архангельске и Мурманске мы стали настоящими союзниками, наши деды сражались против врага вместе, здесь наши солдаты и матросы впервые пожали друг другу руки - стали братьями по оружию, за четыре года до знаменитой встречи на Эльбе...

В год 70-летия Великой Победы по инициативе ветеранов, при поддержке Виктора Павленко, который тогда был мэром Архангельска, в столице Поморья был открыт памятник Северным конвоям. Надпись на памятнике - «Участникам Северных конвоев 1941-1945 гг.» выполнена на двух языках - русском и английском - «To the participants of the Arctic convoys of 1941-1945». Как символ братства по оружию моряков стран антигитлеровской коалиции, вместе осуществившими проводку первого конвоя «Дервиш» и последующих конвоев ради общей Победы, ради жизни, ради будущего...

А в море нет крестов и обелисков
И не шумит кладбищенская сень...
Но моряки здесь потеряли близких
В тот горький год, в тот дальний - дальний день.

Была война. Был горизонт багряным.
Был тяжкий бой упорен и жесток...
И молча опускают ветераны
В седые волны траурный венок.

Приспущен флаг. И долгими гудками
Кого-то окликает пароход...
Не море бьет свинцовыми валами
– живая память людям в души бьет.