12:00-13:00, Лондон
На совещании У. Черчилля с министром иностранных дел А. Иденом, министром снабжения лордом Уильямом Бивербруком и послом в СССР С. Криппсом было принято решение о выступлении премьер-министра Великобритании с заявлением о поддержке Советского Союза в войне с Германией. Затем А. Иден встретился с послом СССР И. М. Майским. Министр заявил, что объявление Германией войны Советскому Союзу ни в коей мере не меняет политику Англии, что ее действия против немцев сейчас не только не ослабеют, но, наоборот, усилятся. Иден сообщил послу, что вечером Черчилль сделает заявление по радио. Майский в свою очередь попросил передать премьер-министру, что исключительно важно чтобы в своей речи он был максимально определен по двум вопросам: о том, что Англия будет твердо поддерживать СССР в этой войне, и о том, что Англия ни в коем случае не пойдет на мир с Германией. «Британское правительство теперь до максимума усиливает воздушную войну на Западе, с тем, чтобы отвлечь известное количество немецких самолетов с востока и одновременно завоевать господство в воздухе над Северной Францией. Британское правительство готово оказать Советскому Союзу содействие во всем, в чем оно может, и просит посла указать, что именно нам нужно. Англия усилит свою энергию в борьбе с Германией и будет твердо продолжать войну», - сообщал Майский в Москву. На прощание Иден в раздумье произнес: «Это начало конца для Гитлера».
Около 13:00, Москва, Богоявленский Елоховский кафедральный собор
Местоблюститель патриаршиего престола, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) начал служить в одном из немногих действующих православных храмов столицы как обычно в 10:00. За проскомидией ему сказали о том, что началась война. Литургия по полному чину в воскресный день, выпавший 22 июня 1941 года на праздник Всех Святых в земле Российской просиявших продолжалась около 3 часов. После причастия митрополиту сообщили о выступлении по радио наркома иностранных дел В. М. Молотова. Преосвященнейший Сергий вышел из алтаря и обратился с проповедью к собравшимся в соборе верующим:
«Братья и сестры! В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним Она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит Она народа своего и теперь. Благословляет Она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о Воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский.
Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнью свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу».
Сразу после богослужения, прибыв в свою скромную квартиру в Баумановском переулке, митрополит Сергий сам сел за пишущую машинку и отпечатал Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, которое в тот же день стало распространятся по всем епархиям, приходам, общинам, среди всех православных верующих.