В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

25 июля 1941 года, Кольский полуостров

Немецкая авиация бомбила Ура-губу, Белокаменку, Гремиху, аэродромы Ваенга, Африканда. Атаке с воздуха подверглись сторожевой корабль СКР-13 «Заря» (РТ-30 «Уссуриец») и перевозивший раненых мотобот «Ленинец». Мотобот «Сорога» с боеприпасами был потоплен в губе Эйна.

26 июля 1941 года, Москва - Архангельск

Приказом наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова командиром Беломорской военно-морской базы назначен контр-адмирал М. М. Долинин, бывший до этого помощником начальника Главного морского штаба ВМФ и принимавший участие в переговорах с английской военно-морской миссией в Москве.

26 июля 1941 года, Исландия – Баренцево море

Операция «EF»: Приняв топливо с танкеров, поздно вечером отряд контр-адмирала Ф. Уэйк-Уолкера вышел из Сейдисфьорда. Советская сторона была уведомлена о том, что следует воздержаться от посылки кораблей и самолетов в район севернее норвежско-финского побережья вдоль 38-го градуса восточной долготы примерно от 71-го до 75-го градусов северной широты. Замысел операции состоял в том, что авианосцы атакуют каждый свою цель: «VICTORIOUS» - Киркенес, а «FURIOUS» – Петсамо и Лиинахамари. В случае если кораблей противника в портах не будет обнаружено, первая группа должна была подвергнуть удару рудодробильный комбинат, а вторая – топливные танки. Для того чтобы избежать обнаружения немецкой авиаразведкой, англичане выбрали курс далеко на север в обход побережья Норвегии. С отрядом продолжал следовать минзаг «ADVENTURER».

26 июля 1941 года, Лондон - Вашингтон

По итогам переговоров с У. Черчиллем Г. Гопкинс предложил организовать встречу премьер-министра с Ф. Д. Рузвельтом: «в какой-нибудь уединенной бухте». Гопкинс связался по телефону с президентом и Черчилль был настолько взволнован, что начал разговор с упоминания «некой встречи», прежде чем понял, что говорит по открытой линии. В итоге было решено, что они встретятся на Ньюфауленде в первой декаде августа.

Черчилль - Рузвельту: «Кабинет согласился на мой отпуск. Я собираюсь, если это Вам удобно, отплыть 4 августа, чтобы встретиться с Вами 8, 9 или 10 го числа. Нет необходимости сейчас точно устанавливать место встречи, которое должно оставаться в секрете. Военно-морское министерство сообщит о подробностях обычным путем. Со мной прибудут начальник морского штаба адмирал Паунд, начальник имперского генерального штаба Дилл и заместитель начальника штаба военно воздушных сил Фримэн. С огромным нетерпением ожидаю наших переговоров, которые могут принести пользу будущему».

26 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова

Подводная лодка «TIGRIS» вышла из Скапа-Флоу и взяла курс на Полярный.

26 июля 1941 года, США, Нью-Йорк - Вашингтон

Вылетевший 22 июля из Архангельска глава советской военной миссии генерал-лейтенант Ф. И. Голиков утром 26 июля добрался до Нью-Йорка. Встреченный на аэродроме послом СССР в США К. А. Уманским и военным атташе полковником И. М. Сараевым, он вместе с ними пересел на самолет до Вашингтона. В 14.00 состоялась встреча с временно исполняющим обязанности государственного секретаря С. Уоллесом. Он сообщил, что по поручению президента Ф. Д. Рузвельта в Советский Союз из Англии вылетает его советник Г. Гопкинс.

Также на встрече обсудили ранее переданную заявку на поставки в СССР вооружения, топлива и других стратегических материалов. Представители Соединенных Штатов подтвердили готовность выделить 115 тыс. тонн авиационного бензина, два танкера для их перевозки, 2 тыс. тонн толуола, некоторое количество зенитных орудий, истребителей Р-40Е «Kittyhawk» и бомбардировщиков В-24 «Lockheed». В этот же день Голиков встретился начальником штаба армии США генералом Джорджем Маршаллом, который согласился с тем, что русский фронт имеет решающее значение в разгроме гитлеровской Германии, и потому необходимо принципиально иное, чем до 22 июня 1941 года, распределение союзных ресурсов в пользу Советского Союза.

26 июля 1941 года, Лондон – Москва

Черчилль – Сталину: «Я очень рад сообщить Вам, что Военный кабинет, несмотря на то, что это серьезно уменьшит наши ресурсы истребителей, единодушно решил послать в возможно короткий срок в Россию 200 истребителей «Tomahawk». 140 из этих самолетов будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 – из числа заказанных нами в Соединенных Штатах. Подробности, связанные со снабжением запасными частями и с американским обслуживающим персоналом, необходимым для сборки машин, еще должны быть согласованы с правительством Соединенных Штатов. От двух до трех миллионов пар ботинок скоро будут готовы здесь к отправке. Мы также принимаем меры к поставке в течение этого года большого количества каучука, олова, шерсти и шерстяной одежды, джута, свинца и шелка.

Все другие Ваши запросы на сырье подвергаются тщательному рассмотрению. В случаях, когда мы не располагаем запасами, или в случаях, когда здешние запасы оказываются ограниченными, мы обсуждаем вопрос с США. Детали, конечно, будут сообщены через обычные официальные органы. Мы наблюдаем с восхищением и волнением за всей замечательной борьбой Ваших армий. Все сведения, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают на тяжелые потери и тревогу противника. Наши воздушные налеты на Германию будут продолжаться с возрастающей мощью».