3 июля 1941 года, Финляндия, Миккели
Главнокомандующий финской армией фельдмаршал К.-Г. Маннергейм подписал приказ №3, в котором говорилось: «В ходе освободительной войны 1918 года я сказал карелам Финляндии и Беломорской Карелии, что не вложу меч в ножны до тех пор, пока Финляндия и Восточная Карелия не станут свободными. Я поклялся в этом именем финской крестьянской армии, доверяя тем самым храбрости наших мужчин и жертвенности наших женщин. 23 года Беломорская и Олонецкая Карелии ожидали исполнения этого обещания. 1,5 года Финская Карелия, обезлюдевшая после доблестной Зимней войны, ожидала восхода утренней зари. Бойцы Освободительной войны, прославленные мужи Зимней войны, мои храбрые солдаты! Настает новый день. Карелия встает своими батальонами в наши марширующие ряды. Свобода Карелии и величие Финляндии сияют перед нами в мощном потоке всемирно-исторических событий. Пусть Провидение, определяющее судьбы народов, поможет финской армии полностью выполнить обещание, которое я дал карельскому племени. Солдаты! Эта земля, на которую вы ступите, орошена кровью наших соплеменников и пропитана страданием, это святая земля. Ваша победа освободит Карелию, ваши дела создадут для Финляндии большое счастливое будущее».
3 июля 1941 года, Архангельск - Москва
Архангельский обком ВКП(б) и облисполком направляют заместителю председателя Совета по эвакуации при СНК СССР А. Н. Косыгину докладную записку, в которой сообщают, что для организации безопасного плавания судов, осуществляющих эвакуационные перевозки в Белом и Баренцевом морях, необходима организация конвоев, их авиационное прикрытие и вооружение транспортного флота.
3-8 июля 1941 года, Северная Карелия, Нурмес - Реболы
14-я финская пехотная дивизия, развернутая от Каменного озера до Инари, начала наступление, нанося главный удар в направлении Реболы – Ругозеро и имея задачу перерезать Кировскую железную дорогу у станции Кочкома и далее двигаться на Беломорск. Основные силы наступали двумя колоннами: отряд «I» (два усиленных батальона) - в Колвасозерском направлении, выводившем на основную дорогу Реболы - Ругозеро, и отряд «Т» (усиленный полк) южнее - в Тулеварском, преодолевая сопротивление застав 73-го погранотряда. Левый фланг с севера прикрывал отряд «L» (батальон), еще севернее - на кимасозерском направлении, был сосредоточен отряд «М» (рота). В ночь на 3 июля он захватил Минозеро, о затем вместе с 15-й пограничной егерской ротой составил отряд «К», который 5 июля занял Лувозеро. Но атака 6 июля на Кимасозеро была отбита советскими пограничниками. Части отряда «L» уже 4 июля достигли озера Эльмут, а 5 июля вышли на рубеж озер Вежунгиярви — Торосозеро.
На направлении главного удара наступление началось на рассвете 4 июля. Отряд «Т» 5 июля захватил Тулевары, отряд «I» вышел к оборонительному рубежу 337-го полка 54-й стрелковой дивизии в районе Колвасозера, где начались упорные бои. Тогда финны силами двух батальонов обошли озеро Большое Мазъярви с севера и востока и вышли район Смолмук создав угрозу окружения советских войск, которые были вынуждены отходить с тяжелыми боями. 8 июля финны вступили в Колвасозеро. С юга возобновил наступление отряд «Т», овладев рубежом озер Короппи — Мяндуярви. Утром 8 июля его части соединились с передовыми подразделениями отряда «I» и начали совместное наступление на Реболы. К 14 часам противник ворвался в село, оставленное советскими войсками. Для преследования отступавших в бой был введен 2-й легкий (егерский) отряд, однако он был остановлен у деревни Вирды. Фронт временно стабилизировался на рубеже Торосозеро — Вирда — Лексозеро. 337-й стрелковый полк и подразделения 73-го погранотряда заняли оборону на рубеже Емельяновка - озеро Таракшино.
4 июля 1941 года, Кольский полуостров – Северная Финляндия
Эсминец «Куйбышев» поддерживал огнем приморский фланг сухопутных войск 14-й армии в районе губы Западная Лица. Немецкая авиация нанесла бомбовые удары по аэродрому Ваенга. 5-ть бомбардировщиков СБ под прикрытием 9-ти истребителей И-15 атаковали суда в Лиинахамари. Завершилась эвакуация гражданского населения из гарнизонов Северного флота - всего было вывезено более 6,3 тыс. человек.
4 июля 1941 года, Северная Карелия, Беломорск
На экстренном совещании с участием начальника Кировской железной дороги П. Н. Гарцуева, секретаря Беломорского райкома ВКП(б) С. П. Логинова, председателя райисполкома Г. М. Семенова принято решение завершить строительство линии Сорокская — Обозерская к 1 октября. Для этого помимо заключенных лагерей НКВД было решено мобилизовать «из ближних районов побольше людей, собрать, где можно, механизмы и инструменты».
4 июля 1941 года, Молотовск
Эсминец «Сокрушительный» закончил гарантийный ремонт на заводе №402 и был включен в состав Беломорской военно-морской базы Северного флота.