United Nations - Объединенные нации

5 августа 1941 года, линкор «PRINCE of WALES» - тяжелый крейсер «AUGUSTA»

Черчилль - Рузвельту: «Гарри (Гопкинс - прим. автора) возвратился из России смертельно усталым, но сейчас снова здоров и бодр. Мы приведем его в отличное состояние во время плавания. Мы только что отплыли. Сегодня исполняется 27 лет с того дня, когда немцы начали прошлую войну. Все мы должны на этот раз сделать все необходимое. Двух раз должно быть вполне достаточно. С нетерпением жду нашей встречи. С сердечным приветом».

5 августа 1941 года, Москва

Начальник ГУ СМП И. Д. Папанин направляет заместителю председателя ГКО СССР В. М. Молотову и заместителю председателя СНК А. И. Микояну дополнительные предложения в развитии докладной записки, отправленной И. В. Сталину 27 июня. Папанин предлагает для приемки иностранных судов в Архангельске по опыту 1-й мировой войны построить железную дорогу до острова Мудьюг, а также «хотя бы временный деревянный мост в Архангельске» через Северную Двину, проект котрого был разработан в 1939 году. Также он ссылается на опыт зимней навигации 1939-40 года во время войны с Финляндией, когда продвижение транспортов с войсками и вооружением из Архангельска в Белое море было крайне затруднено вследствие того, что ледоколам приходилось на протяжении 50 км преодолевать двухметровый лед по узкому фарватеру Северной Двины, на что уходило 5-6 суток. Папанин предлагал, использовать ледоколы для проводки транспортов к Мудьюгу, где грузы сразу переваливать на железную дорогу. Все работы наркомату путей сообщения предлагалось выполнить «до осенних заморозков». 

5-15 августа 1941 года, Архангельск – Карское море – море Лаптевых

5 августа вышедшие из Архангельска пароходы «Революционер» и «Сталинград» пришли на Диксон. Следом за ними, не ожидая подхода ледоколов, двумя группами прибыли еще 14-ть транспортов в сопровождении сторожевых кораблей СКР-29 «Бриллиант» и СКР-30 «Сапфир» и тральщика Т-907 (РТ-21 «Тралмастер»). Через несколько дней они самостоятельно прошли в море Лаптевых до устья реки Яны и бухты Кожевникова.

5-20 августа 1941 года, Карелия, Суоярви – Сямозеро

Под натиском противника 52-й полк 71-й стрелковой дивизии оставил восточный берег озера Толвоярви, отступив на реку Айтойоки. Но 163-я немецкая пехотная дивизия понесла большие потери, ее пришлось вывести в резерв. 19 августа 11-я финская пехотная перешла в наступления и 20 августа вышла к реке Шуя, захватив мосты у Игнойла. Финны обошли левый фланг 131-го запасного стрелкового полка, и создали угрозу выхода на дорогу Суоярви – Вохтозеро – Спасская губа. Командование 7-й армии отдало приказ об отходе частей Суоярвской оперативной группы в район севернее Сямозера.

5 августа - 12 сентября 1941 года, Балтийское Море - Белое море

Из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу в составе ЭОН-15 переведены в Белое море две подводные лодки. С-101 прибыла в Беломорск 9 сентября, С-102 - 12 сентября.

6 августа 1941 года, Ленинград - Петрозаводск - Мурманск

Приказом начальника охраны тыла Северного фронта генерал-лейтенанта Г. А. Степанова начальникам охраны войскового тыла 7-й и 14-й армий предписывалось для усиления борьбы с парашютными десантами и диверсантами в тылу немедленно командировать в истребительные баталь­оны кадровый командный состав, доукомплектовать их личным составом в течение 48 часов и перевести на казарменное положение.

6 августа 1941 года, Кольский полуостров - Баренцево море

Немецкая авиация бомбила Пумманку, батарею №222 и аэродром Ваенга. Дозорный тральщик на Кильдинском плесе отразил атаку 6 неприятельских бомбардировщиков. У маяка Териберский подводная лодка U-652 потопила посыльное судно ПС-70 (РТ-70 «Капитан Воронин»), погибло 45 человек.

6 августа 1941 года, Канада, Ньюфаундленд - Исландия

В Рейкьявик из Арджентии прибыла эскадрилья «VP-73» патрульных самолетов PBY-5A «Catalina» авиации ВМФ США.

6 августа 1941 года, Северная Атлантика

Операция «RIVIERA»: Линейный корабль «PRINCE of WALES» с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем был встречен канадскими эсминцами «RESTIGOUCHE», «ASSINIBOINE» и «RIPLEY» и продолжил поход к Ньюфаундленду.