В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

15-23 сентября 1941 года, Карелия, Токари – Онежское озеро

Части финской оперативной группы «L» прорвали оборону Подпорожского истребительного батальона на реке Важенка, перерезали Кировскую железную дорогу между станциями Токари и Челма и стали продвигаться на Волнаволок. Для усиления атакующей группировки на автомобилях были переброшены два батальона 51-го полка 7-й финской пехотной дивизии полковника Антеро-Юхана Свенссона. 17 сентября начались бои за станцию Токари. При поддержке бронепоезда НКВД №52 с десантом из состава 9-го мотострелкового полка противник был остановлен. Финны, перебросив часть 17-й пехотной дивизии на участок станции Свирь - Подпорожье, 18 сентября обошли с юга наши позиции, заняли село Посад, а затем взяли станцию Токари, оттеснив подразделения советских войск к станции Ревсельга. Основные силы 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения, усиленной 9-м мотострелковым полком, заняли оборону к востоку от железной дороги в районе станции Пай. 19-21 сентября после ожесточенных встречных боев части дивизии стали отходить на реку Ивинка к станции Ладва. 22 сентября финны взяли станцию Таржеполь, заняли поселок Ладва и 23 сентября в районе Педасельги вышли к берегу Онежского озера, окончательно разрезав оборону 7-й армии. 3-я Ленинградская дивизия народного ополчения была переименована в 49-ю стрелковую дивизию, в ее состав включен 9-й мотострелковый полк и бронепоезд №52. В командование дивизией вступил генерал-майор Ф. П. Судаков.

15-25 сентября 1941 года, Москва

Постановлением ГКО СССР №677с утвержден состав делегации для участия в Московской конференции. В нее были включены В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян, Н. Г. Кузнецов, В. А. Малышев - заместитель председателя СНК и нарком танковой промышленности, А. И. Шахурин - нарком авиационной промышленности, генерал-лейтенант Н. Д. Яковлев - начальник Главного артиллерийского управления РККА. 25 сентября постановлением ГКО СССР №713с в состав делегации дополнительно включены Ф. И. Голиков и М. М. Литвинов.

15-28 сентября 1941 года, Архангельск – Кандалакша - Кольский полуостров

Завершившая формирование в Архангельске 12-я особая морская стрелковая бригада комбрига П. П. Колтыпина получила приказ о переброске на фронт под Мурманск. С 21 сентября на пяти транспортах в шесть рейсов в охранении двух сторожевых кораблей «Смерч», СКР-14 «Прилив» (РТ-5 «Краб») и тральщика Т-892 («Экспортлес-18»), бригада была переправлена в Кандалакшу, оттуда по железной дороге в Мурманск. Переброска завершена к 28 сентября и была дислоцирована: 1-3-й батальоны в Сайда-Губе, 4-й и 5-й батальоны - в Полярном, 6-й батальон - в Ваенге.

15 сентября - октябрь 1941 года, Лондон

Супруга премьер-министра Великобритании Клементина Черчилль обратилась с воззванием к английской общественности поддержать русский народ. В нем, в частности, говорилось: «В нашей стране нет ни одного человека, который не был бы до глубины души взволнован ужасной драмой, происходящей сейчас в России. Мы поражены мощью русского сопротивления и искусством, с которым оно ведется. Мы искренне восхищаемся доблестью, стойкостью и патриотическим самопожертвованием русского народа. Но, пожалуй, больше всего нас потрясли муки огромного количества людей, внушившие нам ужас и сострадание... Многое зависит от предпринимателей, и я хотела бы сказать следующее: всюду, где предприниматель находит возможность организовать сбор средств, рабочие охотно вносят свои еженедельные пенсы. Таким образом, все мы, от короля и королевы до самого скромного трудящегося и земледельца, можем принять участие в этом деле доброй воли и милосердия. Среди обитателей хижин и дворцов, среди тех, кто может выделить всего несколько пенсов, и таких богатых и щедрых жертвователей, как лорд Наффилд, который имеет возможность прислать чек на 50 тыс. фунтов стерлингов, есть миллионы людей, которые пожелают внести свою лепту в эту дань русскому народу». Леди Черчилль возглавила Фонд помощи России Британского общества Красного Креста и ордена святого Иоанна Иерусалимского и внесла первое пожертвование. За первые несколько дней было собрано 370 тыс. фунтов стерлингов. Одними и первых 3 тыс. фунтов внесла королевская семья. Уже в октябре в СССР были отправлены 53 комплекта хирургических инструментов для неотложных операций, 30 комплектов аппаратуры для переливания крови, 70 тыс. хирургических игл, 1 млн таблеток стрептоцида, 500 кг фенацетина и около 7 тонн гигроскопической ваты.

Всего за годы войны Фондом было собрано 8 млн. фунтов стерлингов, которые были направлены на закупку и поставку в СССР медикаментов и медицинского оборудования.

16 сентября 1941 года, Москва - Кольский полуостров, Ваенга

Командир 4-й эскадрильи 72-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота капитан Б. Ф. Сафонов награжден званием Герой Советского Союза, став первым летчиком ВВС СФ, получившим высшую правительственную награду.

16 сентября 1941 года, Северная Норвегия

Командование кригсмарине перевело в Киркенес 12-ю флотилию противолодочных кораблей из 14-ти охотников за ПЛ.

17 сентября 1941 года, Москва

Зам наркома обороны, начальник Главного управления тыла РККА генерал-лейтенант интендантской службы А. В. Хрулев направил заместителю председателя ГКО СССР В. М. Молотову доклад о ситуации со снабжением войск Карельского фронта. В нем он указывал, что поскольку Кировская железная дорога перерезана финнами в районе реки Свирь, подвоз предметов боевого и хозяйственного снабжения осуществляется по недостроенной ветке Обозерская - Сорока, пропускной способности которой не хватает для полноценного обеспечения фронта всем необходимым. Поэтому в качестве дополнительной коммуникации необходимо максимально использовать морские перевозки через Архангельск. Командующему войсками Архангельского военного округа генерал-лейтенанту В. З. Романовскому были даны указания об организации перевалочных баз на железнодорожной станциии в морском порту Архангельска для отправки поступающих грузов транспортными судами в Кемь и Кандалакшу. В тоже время Хрулев сообщал, что Архангельский порт для работы в зимних условиях подготовлен плохо из-за недостаточного количества ледокольных судов. Учитвая большое значение порта для снабжения Карельского фронта и приема иностранных судов (т.е. союзных конвоев - прим. автора) Хрулев просил обязать: наркома морского флота С. С. Дукельского назначить отвественного представителя по организации перевозок в Белом море и их руководителя; начальника Главсевморпути И. Д. Папанина - к исходу октября сосредоточить в Архангельске ледокольный флот и назначить специального уполномоченного для руководства ледовой навигацией.