19-24 сентября 1941 года, Карелия, Онежское озеро - река Свирь - река Ошта
19 сентября финская оперативная группа «L» форсировала реку Олонка и продвигалась на Лодейное поле. В районе станции Свирь-2 занял оборону батальон особого назначения НКВД, усиленный артиллерией 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения. Отряд канонерских лодок Онежской военной флотилии вступил в бой у села Остречины, поддерживая артиллерийским огнем части Южной оперативной группы 7-й армии на реке Свирь. 20 сентября с буксира «Лосось» был высажен десант, который выбил финнов из села Гак-ручей. Для усиления флотилии было вооружено еще 3 мобилизованных судна - канонерские лодки КЛ-15 («Мартиец» №60), КЛ-40 («Бакунин») и КЛ-41 («Видлица»). 21 сентября финские войска перешли реку Свирь широким фронтом на рубеже Свирьстрой - Подпорожье - Вознесенье. Олонецкая стрелковая дивизия, переименованная в 67-ю стрелковую дивизию полковника С. Ф. Токарева отступила за Свирь и заняла оборону в районе села Паша. Отступавшие от Подпорожья части 314-й стрелковой дивизии одной группой отошли на восток вдоль реки Свирь, а затем на юг к деревне Юксовичи и поселку Винницы. Вторая группа вышла к Лодейному Полю и Заостровью, где заняла оборону на участке от деревни Горка до станции Тениконда. 21 сентября передовые отряды 17-й финской пехотной дивизии в четырех местах у Харевщины, Свирьстроя, Нисельги, Подпорожья попытались форсировать реку Свирь. 22 сентября на усиление 7-й армии начали прибывать части 21-й стрелковой дивизии полковника П. В. Гнедина, занявшие оборону северо-восточнее Лодейного поля на рубеже Ижорова гора - река Яндеба. В район Комбакова южнее Лодейного поля была переброшена 46-я танковая бригада генерал-майора В. А. Копцова. 24 сентября 7-я армия стала отдельной и была подчинена Ставке ВГК, ее командующим был назначен генерал армии К. А. Мерецков. Однако резервов у него практически не было.
20 сентября - 1 октября 1941 года, Москва - Архангельск – Мурманск
Заместитель начальника Главного Морского Штаба ВМФ контр-адмирал В. А. Алафузов и глава Британской военно-морской миссии в Москве контр-адмирал Дж. Майлс согласовали основные принципы взаимодействия советских и британских военно-морских сил в Арктике: «Британские военно-морские силы на весь период взаимодействия с советскими ВМС в районе Белого моря поступают под оперативный контроль советского командующего в Архангельске, и все его приказы соответствующим кораблям будут даваться через британского Старшего морского офицера». Была достигнута договоренность о базировании в Архангельске и Иоканьге 6-й флотилии тральщиков Королевского ВМФ под командованием кептена Джона Кромби, которые должны были составлять «местный эскорт» при проводке конвоев, а также обеспечить траление мин всех типов. В административном отношении англичане находились в непосредственном подчинении Старшего британского морского офицера - главы миссии в Полярном кэптена (затем контр-адмирала) Р. Бевана. В ГМШ для руководства обеспечением проводки конвоев, советских судов в заграничном плавании и взаимодействия с союзными военными миссиями был создан Отдел внешних коммуникаций. В Архангельск и Мурманск были назначены офицеры конвойной службы на правах представителей ГМШ.
20-29 сентября 1941 года, Карелия, Петрозаводск
7-й финский армейский корпус усиленный двумя пехотными дивизиями продолжал наступление на Петрозаводск, обороняемый частями 7-й армии генерал-лейтенанта Ф. Д. Горленко. 24 сентября 11-я финская пехотная дивизия подошла к поселку Вилга, 26 сентября части 4-й пехотной дивизии вышли к Падозеру. 6-й финский армейский корпус перешел в наступление на Петрозаводск с юга вдоль Кировской железной дороги, а 1-я егерская бригада вышла к берегу Онежского озера у села Деревянное. 3-й полк 49-й стрелковой дивизии был окружен финнами на станции Ладва и уничтожен. 26 сентября финны, совершив обходной маневр, захватили станцию Орзега, окружив остатки 49-й стрелковой дивизии. Фронт придвинулся непосредственно к городу. На севере в районе станции Шуйская оборону заняла 2-я легкая стрелковая бригада, на рубеже озера Нижнее Падозеро - 313-я стрелковая дивизия, а северо-западе в районе Сулажгора - Бесовец - 37-я стрелковая дивизия, на юге к станции Орзега для усиления 49-й стрелковой дивизии была выдвинута 1-я стрелковая бригада, 272-я стрелковая дивизия отошла на рубеж озер Денное и Половинное - в 5-7 километрах юго-западнее Петрозаводска. 29 сентября передовые отряды финских войск вышли на окраины города.
Из Петрозаводска судами Беломорско-Онежского пароходства через Онежское озеро вывезено около 300 тыс. человек и более 200 тыс. тонн различных грузов. 27 сентября во время рейса в Повенец у Ивановских островов финской артиллерий был обстрелян буксир «Кингисепп» с баржой №485, которая была потоплена, погибло свыше 100 человек. Партийные и советские органы Карело-Финской ССР были эвакуированы в Медвежьегорск. Управление пароходства переехало в Архангельск, а затем в Беломорск. Последним в ночь с 29 на 30 сентября город покинул пароход «Роза Люксембург».
22 сентября 1941 года, Берлин
А. Гитлер подписал директиву №36 верковного главнокомандования в которой указывалось, что конечной целью операций в северной и центральной Финляндии остается уничтожение сил противника, обороняющих Мурманск и Кировскую железную дорогу. Кроме того, следует учитывать возможность, что англичане будут базировать свои крупные авиасоединения в районах Мурманска и Кандалакши, а также использовать здесь в боях канадские и норвежские части, осуществлять подвоз в большого количества военных материалов. Наступление горного корпуса «Норвегия» на Мурманск было предписано прекратить. Но при этом в интересах кригсмарине до наступления зимы нужно было овладеть западной частью полуострова Рыбачий, чтобы исключить возможность ведения огня артиллерией и действий торпедных катеров с целью блокирования подступов к порту Лиинахамари. Для перевозки снабжения в интересах горного корпуса планировалось закупить в Швеции автотранспортные колонны и доставить автомашины из Германии. Перед «Организацией Тодта» была поставлена задача в возможно короткий срок построить полевую железную дорогу от Рованиеми до Петсамо, «беспощадно используя для этого русских военнопленных». Для возобновления наступления на Мурманск предусматривалась доставка всех новейших боевых средств, которые могут быть использованы в тундре. 36-му армейскому корпусу было приказано в первой половине октября возобновить наступление на Кандалакшу, имея целью еще до наступления зимы по меньшей мере перерезать Кировскую железную дорогу. Финское командование должно было организавать своевременную переброску по железной дороге через Рованиеми в подчинение армии «Норвегия» 163-й немецкой пехотной дивизии. 5-й воздушный флот должен был обеспечить поддержку наступления в районе Кандалакши и действий по захвату западной части полуострова Рыбачий, а также затруднять использование морских путей, разрушать тыловые коммуникации и уничтожать склады и базы снабжения советских войск. На территории Северной Норвегии и Финляндии было предписано расширить систему базирования авиации и подготовить ее к действиям в зимних условиях, чтобы обеспечить поддержку возобновленного наступления на Мурманск значительно большими силами авиации. Кригсмарине должно было в зимнее время препятствовать подвозу оружия и продовольствия в Мурманск. Предписывалось усилить береговую оборону Петсамо и Киркенеса, чтобы она могла противостоять нападению тяжелых кораблей.