В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

26 сентября 1941 года, Вашингтон

На встрече министра финансов Г. Моргентау с советником посольства СССР А. А. Громыко, обсуждались вопросы финансирования программы поставок из США в Советский Союз. К этому времени советской стороне был предоставлен аванс на сумму 90 млн. долларов, в том числе 40 млн. от министерства финансов США в счет продажи золота, и 50 млн. - от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья из СССР.

26 сентября 1941 года, Кольский залив - Белое море

Транспорт «Двина» в сопровождении эсминца «Куйбышев» перешел из Мурманска в Архангельск.

26 сентября - 3 октября 1941 года, Карелия, Онежское озеро - река Свирь - Ошта

26 сентября в Оште формируется истребительный батальон. 28 сентября в расположение войск на реке Свирь прибыл командующий 7-й армией генерал армии К. А. Мерецков. 30 сентября главной базой Онежской флотилии стала Вытегра. 1 октября части 7-й финской пехотной дивизии форсировали реку Свирь в районе Вознесения. Канонерские лодки Онежской военной флотилии обстреливали финские войска в Свирьской губе, поддерживая сводную группу из 74-го отдельного разведбатальона 71-й стрелковой дивизии, 41-го дорожно-строительного батальона и Вознесенского партизанского отряда, занявших оборону на левом берегу реки Свири от Вознесенья до Вязострова. 9-й финский пехотный полк и 15-й отдельный самокатный батальон с приданным артиллерийским дивизионом заняли Вознесение и продолжали наступать на Ошту.

26 сентября - 15 ноября 1941 года, Германия - Норвегия – Шпицберген

Операция «Knospe»: На двух судах - вооруженных траулерах «Sachsen» и «Fritz Homann» из Киля на Шпицберген отправлена экспедиция для создания первой метеорологической станции кригсмарине в Арктике во главе с Х. Р. Кноспелем. Высадка была проведена в Кроссфьорде в бухте Сигне (полуостров Мидтре), лагерь для 6 человек был создан на южном склоне гор Королевы Мод. 1 ноября оборудование станции было закончено, а 15 ноября «Sachsen» и «Fritz Homann» благополучно ушли в Норвегию.

27 сентября 1941 года, США, Балтимор

На верфи «Bethlehem-Fairfield Shipyard» в присуствии президента Ф. Д. Рузвельта был спущен на воду транспорт «PATRICK HENRY», построенный по проекту EC2 или «По закону о гражданских судах на военной службе». На церемонии спуска Рузвельт объявил 27 сентября «Днем флота Свободы», поэтому 2710 построенных в 1941-45 годах по этому проекту судов получили название - тип «LIBERTY». Первые 14 судов вступили в строй 30 декабря 1941 года. «LIBERTY» стали основными транспортами союзных конвоев.

27-28 сентября 1941 года, Архангельск – Москва

В Архангельск на тяжелом крейсере «LONDON» прибыли делегации Великобритании и США. В Двинском заливе крейсер встречал эсминец «Сокрушительный» под флагом командующего Беломорской военной флотилией контр-адмирала М. М. Долинина. Гидрографическое судно «Мигалка» доставило на «LONDON» лоцманов Б. П. Пустошного и Г. Н. Бибикова, которые на предельной осадке при полной воде, провели крейсер по Маймаксанскому рукаву к Экономии. Здесь члены делегации перешли на пароход «Гоголь», на котором отправились в Архангельск. В салоне парохода состоялся ужин, было произнесено много тостов за дружбу трёх держав, за победу над фашизмом, за морские, воздушные и сухопутные силы, за благополучный исход конференции и за успешное возвращение обратно. 28 сентября делегации отбыли из Архангельска в Москву.

28 сентября 1941 года, Исландия

В Хвальфьорд для обеспечения проводки конвоя PQ-1 прибыли тральщики «LEDA», «BRITOMART», «GOSSAMER» и «HUSSAR».

28 сентября – 11 октября 1941 года, Белое море – Баренцево море – Норвежское море – Северное море

Из Архангельска в Англию вышел первый обратный конвой QP-1 в составе 5 британских, 1 голландского и 7 советских транспортов. Тральщики «HALCYON», «HARRIER» и «SALAMANDER» сопровождали конвой до 30 сентября, вернувшись затем в Архангельск. Тяжелый крейсер «LONDON» возглавлял эскорт до 2 октября, когда его сменил вышедший навстречу конвою из Скапа-Флоу тяжелый крейсер «SHROPSHIRE», сопровождавший конвой до 10 октября. Эсминец «ELECTRA» шел с конвоем до 9 октября, эсминец «IMPULSIVE» до 5 октября. Его сменил эсминец «ANTHONY», конвоировавший шедший навстречу танкер RFA «BLACK RANGER». Вооруженные траулеры «MACBETH» и «HAMLET» сопровождали конвой до 9 октября. Траулер «OPHELIA», охранявший танкер RFA «BLACK RANGER» получил повреждения и был отбуксирован эсминцем «ACTIVE» в Акурейри. Конвой без потерь пришел 10 октября на Оркнейские острова, откуда транспорты проследовали в пункты назначения в составе конвоя WN-91. Суда доставили 41,7 тыс. тонн экспортного груза, в том числе 13,5 тыс. стандартов пилолеса. Танкер RFA «BLACK RANGER», транспорт «LLANSTEPHAN CASTLE» с польскими военнослужащими, и корабли эскорта прибыли в Скапа-Флоу 11 октября.