Октябрь – декабрь 1941 года, Баренцево море – Северная Норвегия
17 октября в западной части пролива Серёсунд, подводная лодка Щ-402 потопила норвежский пароход «Vesteraalen», следовавший из Тромсё в Хаммерфест.
3 ноября на входе в Порсангерфьорд, английская подводная лодка «TRIDENT» потопила большой охотник Uj-1213.
18 ноября примерно в 7 милях восточнее мыса Сверхольт-Клуббен, английская подводная лодка «SEALION» артогнем потопила норвежский танкер «Vesco».
3 декабря на выходе из пролива Бустадсунд подводная лодка К-3 артогнем потопила немецкий большой охотник Uj-1708.
5 декабря в 5 милях восточнее мыса Нордкин английская подводная лодка «SEALION» потопила норвежский пароход «Island».
11 декабря подводная лодка К-22 артогнем потопила норвежские мотоботы «Alfar» и «Bogar».
21 декабря, в Варангерфьорде, восточнее острова Лиле-Эккерё подводной лодкой М-174 потоплен германский транспорт «Emshorn», шедший с грузом разборных бараков для войск армии «Норвегия».
Всего с 1 октября по 31 декабря 15 подводных лодок Северного флота в боевых походах выполнили 25 торпедных атак и 4 артиллерийских обстрела судов и кораблей противника. Потоплено торпедами 2 транспорта, артогнем 2 мотобота и 1 корабль. Также 6 лодок провели 17 минных постановок, на минах погибло 4 транспорта, 1 корабль и 1 корабль получил тяжелые повреждения.
Всего с 1 октября 10 декабря 4 английских лодки, базирующиеся на Полярный выполнили 14 атак, потопив торпедами 1 транспорт и 1 корабль, артиллерийским огнем – 1 танкер.
Октябрь - декабрь 1941 года, СССР - Великобритания – США
К началу октября из 139 советских авиационных заводов действовал только 21. В ноябре было выпущено 629 самолетов, за первую декаду декабря – 143. Таким образом, доля импортных самолетов поставляемых в ВВС РККА в критические три месяца 1941 года составила примерно 45%.
1 ноября 1941 года, Вашингтон
Президент США Ф. Д. Рузвельт утвердил акт Конгресса о передаче Береговой Охраны в состав военно-морского флота.
1 ноября 1941 года, Архангельск
В Архангельске запас муки составлял всего 800 тонн при суточной потребности в 120 тонн, неприкосновенный запас при норме в 1400 тонн имелся в объеме 160 тонн. По постановлению Архангельского обкома ВКП(б) карточная система распростанена на мясо, рыбу, жиры, крупы, макаронные изделия.
1 ноября 1941 года, Кольский полуостров, Иоканьга
В ходе авианалета 9 бомбардировщиков Ju-88 повредили сторожевой корабль СКР-78 (РТ-57 «Смена»).
1-3 ноября 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова – Исландия
Из Скапа-Флоу в Хвальфьорд вышли легкие крейсера «EDINBURGH» и «SHEFFIELD» для обеспечения проводки конвоев PQ-3/QP-2.
1-30 ноября 1941 года, Кольский полуостров - Архангельск - Ненецкий округ – Карелия
Для нужд 14-й армии на Мурманском направлении из оленеводов-колхозников: саамов, ненцев, коми сформировано 3 армейских оленьих транспорта (роты). Каждая состояла из 154 человек, включая 77 погонщиков. Роты располагали 3045 оленями, 45 собаками-лайками, 711 грузовыми и 228 легковыми нартами. 20 ноября ГКО СССР принимает постановление №930сс «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Архангельской области и Коми АССР». Согласно постановлению на территории Архангельского военного округа для Карельского фронта предписано сформировать 12-ть олене-лыжных батальонов. Военному Совету Архангельского Военного округа приказано провести мобилизацию 10 тыс. оленей, 2 тыс. оленьих упряжек и 1,4 тыс. ездовых (каюров). Эшелоны из людей и оленей следовали своим ходом до Архангельска, где в составе 29-й запасной лыжной бригады в районе Рикасихи формировались олене-лыжные батальоны. Отсюда поездами они отправлялись на Кандалакшу-Мурманск в состав Карельского фронта.
1 ноября - декабрь 1941 года, Архангельск - Вологда – Беломорск
В связи с переходом Северной железной дороги с угля на дрова, для обепечения топливом паровозов требоволось до 20 тыс. кубометров дров ежемесячно. Пришлось срочно переоборудовать паровозы и тендеры, расширять склады топлива, оснащать их механизмами для выгрузки, распилки дров. Поскольку емкости тендеров в 30 кубометров хватало только на половину тягового плеча приходилось создавать промежуточные склады для бункеровки. Для обеспечения паровозов дровами требовалось заготовить 60 тыс. кубометров дров, в сутки подать 1 тыс. вагонов, развезти их по фронтам погрузки, погрузить, собрать и доставить на топливные склады.
Кировской железной дороге для перевода на дровяное отопление были переданы 50 тыс. кубометров древесины с Сегежского ЦБК, лесобирж Раменцы, Лейгуба, Летний, Баба-Губа, Кузема, Энгозеро.
Обеспечение дорог дровами требовало привлечения огромного количества людей. Для этого помимо железнодорожников были привлечены воинские части и мобилизовано местное население. В разделке и погрузке дров в вагоны участвовали спецпоселенцы и заключенные, освобожденные из Сороклага. Кроме того, из-за острой нехватки квалифицированных рабочих началась массовая мобилизация женщин на курсы подготовки по железнодорожным специальностям.
3 ноября 1941 года, Архангельск
Для обеспечения перевозок в Белом море в зимний период составе Беломорской военной флотилии создана ледоводорожная служба в составе Кандалакшского, Кемского и резервного отрядов и авиагруппы из состава 24-го отдельного авиазвена ВВС Северного флота, базировавшегося на Соловецких островах. На службу возлагалось обеспечение подхода судов к ледовому припаю, организация высадки людей и техники на лед и их проводка по льду до берега по оборудованным трассам.
3-5 ноября 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова - Исландия - Оркнейские острова
Из Скапа-Флоу в Хвальфьерд для дальнего прикрытия конвоев PQ-3,4,5/QP-2,3 вышло соединение Флота метрополии в составе линкора «KING GEORGE V», авианосца «VICTORIOUS», тяжелых крейсеров «KENT», «BERWICK», «SUFFOLK», эсминцев «SOMALI», «ASHANTI», «MATABELE», «PUNJABI», «OFFA» и «ORIBI». 5 ноября корабли прибыли в Исландию. Здесь уже находились американские линкоры «IDAHO» и «MISSISSIPPI» тяжелые крейсера «WICHITA» и «TUSCALOOSA» и 4 эсминца.
3-10 ноября 1941 года, Архангельск
В соотвествии с распоряжением наркома внутренних дел Л. П. Берии Архангельский обком ВКП(б) и облисполком принимают постановление «О мобилизации населения для проведения специальных работ». Для выполнения работ по строительству оборонительного рубежа Вытегра - Пошехонье - Володарск предписано мобилизовать 20 тыс. человек населения Архангельской области. Все мобилизуемые должны иметь при себе теплую одежду, обувь, белье, лопаты, кирки, ломы, продовольствие на 15 дней. Для доставки мобилизуемых к станциям железной дороги в порядке трудгужевой повинности привлекались за счет местных колхозов лошади с телегами и возчиками. 8-10 ноября Северная железная дорога должна была отправить: 4 тыс. человек из Архангельска, 6,45 тыс. из Котласа, 3,55 тыс. со станции Синега, 1,8 тыс. из Няндомы, 1,4 тыс. со станции Холмогорка, 1,1 тыс. из Плесецка, 1 тыс. из Коноши и 500 человек со станции Обозерская.