В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

26 декабря 1941 года - 12 января 1942 года, Исландия - Кольский залив - Иоканьга

Из Хвальфьорда вышла первая группа конвоя PQ-7, получившая код PQ-7а в составе британского и панамского транспортов, которые до 27 декабря сопровождали вооруженные траулеры «HUGH WALPOLE» и «OPHELIA». Вышедшие из Сейдифьорда тральщики «BRITOMART» и «SALAMANDER» из-за шторма и метели не смогли найти конвой и пришли в Мурманск 4 января. 2 января британский пароход «WARZIRISTAN» застрял во льдах, а затем был поврежден немецкими бомбардировщиками и потоплен подводной лодкой U-134 в 18 милях южнее острова Медвежий, став первой потерей Арктических конвоев. Весь экипаж - 37 гражданских моряков и 10 человек военной команды - погибли,(подводная лодка U-134 с 48 членами экипажа была потоплена английским самолетом 24 августа 1943 года к западу от испанского города Виго). В тот же день находясь в дозоре сторожевой корабль СКР-25 «Айсберг» (РТ-64 «Северный Полюс») пытаясь укрыться от шторма в губе Лумбовская сел на мель и был разбит волнами. 9 января ледокольный пароход «А. Сибиряков» доставил 600 человек и 5 тонн груза из Архангельска в Рабочеостровск, выгрузив их на ледяной припай. 10 января в Варангерфьорде к северо-западу от мыса Немецкий подводная лодка U-584 потопила советскую подводную лодку М-175. Панамский пароход «COLD HARBOR» был обнаружен эсминцем «Куйбышев» и под эскортом СКР-25 «Бриз» (РТ-58 «Спартак») прибыл в Иоканьгу 12 января.

27 декабря 1942 года, Котлас

По приказу Ставки ВГК из призывников Архангельской, Вологодской и Кировской областей, Коми АССР, а также заключенных лагерей НКВД в Котласе формируется 28-я стрелковая дивизия полковника Г. И. Шерстнева. В апреле 1942 года дивизия направлена на Калининский фронт.

27 декабря 1941 года, Москва - Вашингтон

Сталин - Черчиллю: «Весьма благодарен Вам за Ваши добрые пожелания по случаю моего дня рождения. Пользуюсь случаем, чтобы передать Вам и дружественной английской армии искреннее поздравление в связи с новыми победами в Ливии».

27 декабря 1941 года - 10 января 1941 года, Карелия, Масельская - Повенец

Советские части в районе Масельской были объединены в одноименную оперативную группу Карельского фронта генерал-майора Г. А. Вещезерского. 1-2 января на ее уселение были направлены 61-я (полковник И. К. Конышев), 65-я (полковник Ф. И. Коробко) морские стрелковые бригады. 3 января 1942 года части Масельской оперативной группы перешли в наступление: 186-я стрелковая дивизия с ходу взяла село Великая губа, 289-я стрелковая дивизии на 1 км продвинулась в направлении озера Петтель, 367-я дивизия с 14-го разъезда - на 2-3 км к озеру Коммунаров. 65-я морская стрелковая бригада наступала на деревню Лисья Губа. В ночь с 3 на 4 января финны перешли в контратаки, 5 января ввели в бой резервы 2-го армейского корпуса. 6 января в наступление перешла Медвежьегорская оперативная группа: части 71-й стрелковой дивизии полковника В. Н. Федорова и 313-й стрелковой дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал и вышли на окраины Повенца. 1-я лыжная бригада генерал-майора Г. М. Брагина в ночь с 5 на 6 января по льду Повенецкого залива вышла к мысу Гажий Наволок и двинулась север, чтобы перерезать шоссейную дорогу Медвежьегорск – Повенец. Однако финны перебросив из Кондопоги 1-ю пехотную дивизию сумели к 11 января остановить наступление советских войск. На усиление Масельской группы прибыла 85-я морская стрелковая бригада контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко. Фронт на этом направлении был стабилизирован до 1944 года.

27 декабря 1941 года - 15 января 1942 года, Исландия - Кольский залив

На совещании в Хвальфьорде было предложено задержать выход второй группы конвоя PQ-7, чтобы экипажи смогли отметить Новый год. Тогда капитан капитан транспорта «EMPIRE GOVARD» шотландец Генри Доувайн предложил отложить празднование Нового года до Победы. 31 декабря их Хвальфьорда вышла вторая группа конвоя PQ-7, получившая код PQ-7b в составе 6 британских, 2 панамских и 1 советского транспортов, в сопровождении вооруженных траулеров «CAPE ARGONA» и «WASTWATER», шедших с конвоем до 4 января, когда их сменили подошедшие из Сейдисфьорда эсминцы «ICARUS» и «TARTAR». Конвой в Кольском заливе был встречен гидрографическим судном «Масштаб» и 5-ю сторожевыми катерами МО и без потерь пришел в Мурманск 11 января доставив 25,5 тыс. тонн грузов. Шедший навстречу конвою сторожевой корабль СКР-80 (РТ-88 «Печорец») был атакован бомбардировщиком Ju-88, получил повреждения от взрывов бомб и вынужден был возвратиться в Иоканьгу. Тяжелый крейсер «CUMBERLAND» из-за шторма не смог найти конвой и прибыл в Полярный 12 января.

27 декабря 1941 года - 15 января 1942 года, Архангельск - Исландия - Белое море - Молотовск

Конвой QP-4 вышел из Архангельска в составе 9 британских, 2 панамских и 1 советского транспорта в сопровождении тральщика Т-906 (РТ-410 «Пеликан»). Четверо суток потребовалось ледоколам, чтобы вывести транспорты в Двинскую губу. От Иоканьги конвой сопровождади английские тральщики «BRAMBLE» и «HEBE». Из-за сложной ледовой обстановки британские транспорты «OLIMA» и «SAN AMBROSIO»  вернулись в Архангельск. Навстречу конвою из Мурманска в Иоканьгу вышли тральщики «SEAGULL» и «SPEEDY», вооруженные траулеры «BUTE» и «STELLA CAPELLA», и норвежский транспорт «MIRLO». 5 января к эскорту конвоя присоединились легкий крейсер «EDINBURGH», эсминцы «ECHO» и «ECLIPSE». Но 9 января штормом конвой был рассеян. 15 января все суда прибыли в Сейдисфьорд.

28-30 декабря 1941 года, Оттава

28 декабря У. Черчилль на поезде отправился в столицу Канады Оттаву где присуствовал на заседании Военного кабинета и 30 декабря выступил в парламенте. Он в частности сказал, о том, что в первом периоде войны необходимо сосредоточится на накоплении сил: «Это период консолидации, объединения и окончательной подготовки. В течение этого периода, который, безусловно, будет отмечен тяжелыми боями, мы все еще будем накапливать силы, сопротивляясь нападениям врага и постепенно обеспечивая себе необходимое подавляющее превосходство в воздухе и достаточный тоннаж, чтобы гарантировать нашим войскам любой необходимой численности возможность пересекать моря и океаны, которыми все мы, за исключением России, отделены от наших противников. Только тогда, когда огромная судостроительная программа, которая уже успешно осуществляется в Соединенных Штатах и которой вы оказываете существенную поддержку, достигнет полного размаха, мы получим возможность обрушить на врага все наши людские силы и достижения нашей науки. Продолжительность этого периода будет зависеть от энергичности тех усилий, которые будут вложены в производство на всех наших военных предприятиях и верфях».