30 января 1941 года, Берлин
На совещании в штабе командования кригсмарине обсуждались действия германского флота в рамках реализации плана «Барбаросса». На севере предусматривалось:
1) разрушить шлюзы Беломорско-Балтийского канала для недопущения ухода в Белое море кораблей Балтийского флота;
2) охранять морские коммуникации в Северном Ледовитом океане для обеспечения вывоза железной и никелевой руды из Норвегии и Финляндии;
3) нанести поражение советскому Северному флоту стремительным и мощным налетом авиации и минированием Кольского залива, поскольку силы для морской блокады Полярного — Мурманска оценивались как недостаточные.
30-31 января 1941 года, Финляндия - Германия
Прибывший в Берлин начальник финского главного штаба генерал-лейтенант Аксель Эрик Хейнрикс провел переговоры с начальником генерального штаба сухопутных войск генерал-полковником Ф. Гальдером. Обсуждались вопросы выполнения соглашения о транзите немецких войск через Финляндию (подписано 12 сентября 1940 года), планы по мобилизации финской армии, и ее действия в случае войны с СССР. На следующий день посол Финляндии в Берлине Тойво Кивимяки от имени президента Р. Рюти официально сообщил рейхсминистру иностранных дел Иоахиму Риббентропу, что его страна политически полностью становится на сторону Германии.
31 января 1941 года, Берлин
31 января в директиве главного командования вермахта по стратегическому сосредоточению и развертыванию войск в рамках плана «Барбаросса» было указано, что важнейшей задачей армии «Норвегия» является охрана всей территории Норвегии не только от диверсионных групп, но и от десантных отрядов англичан, с возможностью высадки которых следует считаться летом. Для этого предполагалось: до середины мая привести в боевую готовность новые батареи береговой обороны; не ослаблять в связи с подготовкой операции «Барбаросса» находящиеся в Норвегии войска; немедленно усилить их в районе Киркенеса и Нарвика, за счет сил, имеющихся на месте.
С началом войны армия «Норвегия» должна была:
1) занять в район Петсамо и совместно с финскими войсками надежно оборонять никелевые рудники;
2) окружить Мурманск, являющийся опорной базой для наступательных действий русских и в последующем осуществить его захват.
Командование армии «Норвегия» до 15 февраля должно было представить на утверждение свой оперативный замысел, исходя из общей задачи, как с учетом переброски войск через Швецию, так и исключая эту возможность, а также пожелания относительно военно-политических требований, которые будут предъявлены Швеции и Финляндии, с указанием позднейшего срока их выполнения. При этом приложить график с расчетом времени, необходимого для подготовительных мероприятий, а также с определением более раннего срока перехода в наступление, вызванного непредвиденными обстоятельствами. Перед финскими войсками ставилась задача прикрытия развертывания немецких сил в северной Финляндии.
31 января - 3 марта 1941 года, Северная и Центральная Атлантика
Операция «Berlin»: Три дня, до 2 февраля севернее Исландии немецкие линкоры «Scharnhorst» и «Gneisenau» принимали топливо с танкера «Adria». 4 февраля немцы прошли Датским проливом и на следующий день достигли южной оконечности Гренландии, где до 6 февраля принимали топливо с танкера «Schlettstadt». 8 февраля адмиралу Г. Лютьенсу пришлось отказаться от атаки конвоя HX-106 к востоку от Ньюфаундленда из-за появления британского линкора «RAMILLIES». Отступив на север, германские линкоры 15 февраля на входе в пролив Дейвиса дозаправились с танкеров «Esso Hamburg» и «Schlettstadt».
Тем временем англичане развернули в Атлантике для перехвата немецкого отряда 4 линкора, 1 линейный и 7 легких крейсеров, 16 эсминцев. При этом легкие крейсера «ARETHUSA» и «NIGERIA» 12 февраля заходили на дозаправку топливом в Рейкьявик. Тем не менее 22 февраля восточнее Ньюфаундленда немцы потопили 5 судов из состава конвоев OB-285 и OB-286. Затем они спустились на юг до Азорских островов, где 26-28 февраля приняли топливо с танкеров «Ermland» и «Friedrich Breme» и 3 марта находились в 360 милях от островов Кабо-Верде, через 3 дня встретившись здесь с подводной лодкой U-124.
Январь 1941 года, Исландия
Еще в мае 1940 года Исландия по просьбе местного правительства была занята частями английской армии. Численность войск составляла 25 тыс. человек. Английские корабли начали активно использовать Хвалфьорд, расположенный примерно в 25 милях от Рейкьявика. Сформированное в составе Флота метрополии «Исландское командование» к началу января 1941 года включало следующие корабли, базирующиеся в портах Исландии: штабной корабль - плавбаза «BALDUR» (флаг контр-адмирала Ричарда Скотта), 21-я противолодочная группа в составе четырех вооруженных траулеров ПЛО «ЕLM», «HAZEL», «WHITETHORN» и «WISTARIA»; два патрульных корабля «NORDKAPP» и «VESTFJORD» (с норвежскими экипажами); семь вооруженных траулеров «DOROTHY GRAY», «SABINA», «STRATHELLA», «TRITELLIA», «VIKING DEEPS», «VAN OOST» и «HONNINGSVAAG» (последние два - с норвежскими экипажами); траулер службы Береговой охраны «SKYRACK»; три учебных судна «DORADE II», «JOKULL» и «RUNDHORN» (последние два - с норвежскими экипажами)- все в Рейкъявике. В Сейдисфьорде находился тральщик «ALSEY», в Хвальфьорде - пять сетевых заградителей: «DEVON CITY», «BARCLIFF», «BARRHEAD», «JAMES BARRIE» и «SILANION». Для усиления этих сил в Исландию направлялись два вооруженных траулера «DUCHESSE DE BRABANT» и «EDOUARD VAN VLAENDEREN» и два траулера - минных тральщика «EBOR WYKE» и «VARANGA».
1 февраля 1941 года, США
Создан Атлантический флот США, командующим назначен адмирал Эрнест Кинг, разместивший свой штаб в Норфолке.
1 февраля 1941 года, Москва
Посол Великобритании в Советском Союзе Стаффорд Криппс встретился с председателем СНК CCCР В. М. Молотовым. При обсуждении вопросов по улучшению советско-английских отношений Молотов подчеркнул, что правительство Советского Союза положительно относится к назначению С. Криппса в качестве посла. Последний заявил, что отношения между обеими странами должны быть основаны не на временном соглашении военного периода, а на более прочной основе, дающей возможность улучшения дружественных отношений. Молотов отметил что в этом заинтересованы обе страны. Криппс сказал, что он понял Молотова в том смысле, что улучшение англо-советских отношений должно начинаться с разрешения отдельных актуальных вопросов.