Накануне - Война приходит на Север

7 мая 1941 года, Москва

В справке 1-го управления НКГБ СССР сообщалось, что в случае конфликта между Германией и Советским Союзом немцы приложат все силы для того, чтобы вовлечь  Финляндию в войну. Наступление начнется на Мурманск воинскими частями, находящимися в северной Норвегии, а морские и воздушные силы Германии окажут поддержку финской армии в южной Финляндии.

7 мая 1941 года, Москва - Полярный

Военный Совет Северного флота получил приказ наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова, предписывающий ежедневно проводить авиаразведку до мыса Нордкин, усилить одной подводной лодкой корабельный дозор на подходах к Кольскому заливу, установить дежурство на главной базе эсминца и подводной лодки, звеньев бомбардировщиков и гидросамолетов, двух звеньев истребителей, а также береговых батарей.

7-8 мая 1941 года, Лондон

В парламенте Великобритании прошли дебаты о доверии к правительству. За вотум доверия было отдано 443 голоса, против 3. Премьер-министр У. Черчилль получил необходимую поддержку своего политического курса.

9 мая 1941 года, Северная Атлантика

В ходе отражения атаки немецких подводных лодок на конвой OB-318 английские эсминцы «BULLDOG», «BROADWAY» и корвет «AUBRETIA» повредили глубинными бомбами и после всплытия захватили подводную лодку U-110. В результате в руки британцев попала шифровальная машина «Enigma», а также много секретных документов. Лодка была затоплена в 100 милях южнее Исландии.

10 мая 1941 года, Исландия - Фарерские острова

Легкие крейсера «NIGERIA» и «KENYA» сменили легкие крейсера «GALATEA» и «ARETHUSA» в патруле на линии Исландия - Фарерские острова.

10-11 мая 1941 года, Лондон

Во время ночного немецкого авианалета серьезно пострадал Вестминстерский дворец - здание британского парламента. Прямым попаданием бомбы был разрушен зал заседаний палаты общин, башня Биг-Бен получила повреждения, но часы продолжали идти, а колокола - отбивать время. Повреждения получили 5 доков в порту и более 70 различных объектов, половину из которых составляли промышленные предприятия. Вспыхнуло более 2 тыс. пожаров, тушение которых затруднялось многочисленными разрывами водопровода и низким уровнем воды в Темзе. Лондонский железнодорожный узел был фактически выведен из строя до начала июня. В городе погибло более 3 тыс. человек.

11-18 мая 1941 года, Датский пролив - Великобритания, Оркнейские острова - Исландия

Тяжелый крейсер «SUFFOLK» сменил тяжелый крейсер «EXETER» в патруле в Датском проливе (обратная смена - 18 мая). Эсминцы «INGLEFIELD», «INTREPID», «IMPULSIVE» и «ESCAPADE» вышли из Скапа-Флоу и 13 мая прибыли в Хвальфьорд составив специальный отряд противолодочных сил. Затем в Исландию вышли эсминцы «CHURCHILL» и «BULLDOG».

15 мая 1941 года, Москва

Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили постановление «О порядке передвижения по территории СССР дипломатических и консульских представителей иностранных государств и служащих иностранных посольств и миссий». В перечень запрещенных для посещения пунктов и местностей были включены Архангельск и Архангельская область, Мурманск и Мурманская область.

15-18 мая 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова - Шотландия - Исландия

1-й дивизион минных заградителей в составе минзагов «AGAMEMNON», «MENESTHEUS» и «PORT QUEBEC» в спровождении эсминцев «ANTHONY», «ELECTRA», «ANTELOPE» и «ST.MARYS» вышел из Лох-Аш для постановки минного заграждения SN.9B. Для ближнего прикрытия операции из Скапа-Флоу вышел легкий крейсер «HERMIONE», дальнее прикрытие осуществляли легкие крейсера «NIGERIA» и «KENYA» патрулировавшие на линии Исландия - Фарерские острова.