17 мая - 14 июня 1941 года, Берлин - Хельсинки
По поручению А. Гитлера, как председатель рейхстага рейхсмаршал Г. Геринг запросил у посла Финляндии в Германии Т. Кивимяки позицию финского руководства по вопросу о будущих границах. 30 мая генерал-квартейместер главного штаба финской армии генерал-майор Аксель-Фредрик Айро направил фельдмаршалу К.-Г. Маннергейму заключение, в котором предлагались пять различных вариантов будущей границы Финляндии с СССР. В них предусматривалось включение в состав Финляндии Беломорской Карелии от Кандалакши до Кеми, далее всей территории западнее реки Онега - озера Лача - южнее реки Свирь, Ладожского озера и весь Карельский перешеек до Невы. Было указано, что Архангельская область станет своего рода «лесной провинцией» под непосредственным управлением Германии, к которой отойдет и Кольский полуостров.
13 июня Кивимяки получил от президента Р. Рюти первый вариант будущей книги Ямари Яаккола «Финляндский восточный вопрос» (вышла в свет 29 августа) - меморандум «Почему Восточную Карелию следует присоединить к Финляндии», в котором в состав «Великой Финляндии» включался весь Кольский полуостров, а «жизненное пространство» для нее предполагало «попечение» о финноязычных народах вплоть до Урала. Предусматривалась насильственная депортация 660 тыс. русских из Карелии и Кольского полуострова, а такде расселение на территории Архангельской области «родственных племен» - мордвы и марийцев, под финским протекторатом. Кивимяки направил записку как официальный документ правительства Финляндии в МИД Германии.
18-21 мая 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова - Фарерские острова - Исландия
18 мая легкие крейсера «MANCHESTER» и «BIRMINGHAM» сменили легкие крейсера «NIGERIA» и «KENYA» в патруле на рубеже Фарерские острова - Исландия. 19 мая Легкий крейсер «ARETHUSA» вышел из Скапа-Флоу и прибыл в Рейкьявик 21 мая. Эсминцы «INGLEFIELD», «INTREPID» и «ESCAPADE» вышли из Хвальфьорда для противолодочного охранения конвоя HX-125. Поврежденный штормом эсминец «INTREPID» 20 мая прибыл в Скапа-Флоу.
21 мая 1941 года, Норвегия - Северная Атлантика
Операция «Rheinbung»: Соединение адмирала Г. Лютьенса в составе линейного корабля «Bismarck» и тяжелого крейсера «Prinz Eugen» покинуло стоянку в Гримстадфьорде и направилось в Норвежское море в сторону Полярного круга.
22 мая 1941 года, Лондон - Вашингтон
Черчилль - Рузвельту: «Сегодня выяснилось, что «Bismarck» и «Prinz Eugen» вышли в море. Предполагаем, что противник собирается провести широкомасштабный рейд в Атлантике. Если мы их потеряем, то ваш военно-морской флот наверняка сможет обнаружить их и поделиться данными с нами... Если вы поделитесь с нами данными об их местонахождении, нам останется доделать начатое дело».
22 мая 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова - Датский пролив - Исландия - Фарерские острова
Отряд вице-адмирала Ланселота Холланда - линейный крейсер «HOOD» и линкор «PRINCE of WALES» в сопровождении эсминцев «ACHATES», «ANTELOPE», «ANTHONY», «ECHO», «ELECTRA» и «ICARUS» вышли из Скапа-Флоу для перехвата немецких кораблей в Датском проливе. Легкий крейсер «ARETHUSA» вышел из Рейкьявика для усиления сил, патрулировавших на линии Исландия - Фарерские острова. После дозаправки в Хвальфьорде в Датский пролив вышел тяжелый крейсер «SUFFOLK», где он присоединился к тяжелому крейсеру «NORFOLK». Оба крейсера составили отряд контр-адмирала сэра Фредерика Уэйк-Уокера.
23 мая 1943 года, Великобритания, Оркнейские острова - Северная Атлантика
Соединение Флота метрополии под командованием адмирала Дж. Тови в составе линкора «KING GEORGE V», авианосца «VICTORIOUS», легких крейсеров «GALATEA», «AURORA», «KENYA» и «HERMIONE», эсминцев «ACTIVE», «PUNJABI», «NESTOR», «LANCE», «WINDSOR», «INGLEFIELD» и «INTREPID» вышло из Скапа-Флоу для поиска немецких кораблей. В море к нему присоединились линейный крейсер «REPULSE», эсминцы «LEGION», «SAGUENAY» и «ASSINIBOINE», вышедшие из Клайда.
23 мая 1941 года, Датский пролив
Вечером, в сложной ледовой обстановке и густом тумане отряд контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера - крейсера «NORFOLK» и «SUFFOLK» обнаружил германские корабли. Англичане передали сообщение командованию и отступили в туман, продолжая следить за противником по радарам.