Накануне - Война приходит на Север

24 мая 1941 года, Исландия - Датский пролив

Ночью вице-адмирал Л. Холланд отпустил эсминцы для дозаправки топливом в Хвальфьорд. В 5:52 линейный крейсер «HOOD» и линкор «PRINCE of WALES», обнаружив немцев, вступили с ними в бой. В течение 8 минут «Bismarck» и «Prinz Eugen» добились попаданий в линейный крейсер «HOOD», который взорвался и затонул вместе с вице-адмиралом Холландом и всем экипажем. Спаслось 3 человека. Линкор «PRINCE of WALES» вышел из боя, но перед этим сумел добиться попадания в «Bismarck», которое оказалось для немцев роковым. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за «Bismarck». Авианосец, 5 легких крейсеров и 13 эсминцев 24-30 мая осуществляли неоднократные дозаправки топливом в Исландии. 24 мая в 22:10 с авианосца «VICTORIOUS»  стартовали 9 торпедоносцев «Swordfish». Под сильным огнём они атаковали немецкий линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту.

24-29 мая 1941 года, Финляндия - Германия - Финляндия

Военная делегация Финляндии во главе с начальником главного штаба генерал-лейтенантом Э. Хейнриксом в Зальцбурге и Берлине провела переговоры с представителями верховного главнокомандования вермахта и генерального штаба сухопутных войск: фельдмаршалом В. Кейтелем, генерал-полковником Ф. Гальдером и генералом от артиллерии Альфредом Йодлем. Были окончательно урегулированы и согласованы планы совместных операций, сроки мобилизации финской армии и начала наступления. Финским войскам надлежало перейти к активным действиям через 14 дней после начала немецкого вторжения в СССР. 28 мая итоги переговоров были доложены фельдмаршалу К.-Г. Маннергейму, 29 мая - президенту Финляндии Р. Рюти.

25 мая 1941 года, Северная Атлантика

В 4 часа утра англичане потеряли контакт с линкором «Bismarck». В 10:10 26 мая «Bismarck» был обнаружен летающей лодкой PBY-5A «Catalina» береговой авиацией британского ВМФ, поставленной по ленд-лизу из США. За штурвалом самолета находился, мичман ВМФ США Леонард Смит, неофициально состоявший в качестве инструктора, а также второго пилота в 209-й эскадрильи. Позднее «Bismarck» был обнаружен двумя другими американскими пилотами: лейтенантом Джонсоном из 240-й эскадрильи и мичманом Рейнхартом из 210-й эскадрильи. Немцам оставалось примерно 690 миль до французского Бреста. Соединение «H» под командованием вице-адмирала Джеймса Соммервилла, которое вышло из Гибралтара, получило приказ атаковать «Bismarck» самолетами с авианосца «ARK POYAL». В 14:50 взлетевшие торпедоносцы ошибочно атаковали легкий крейсер «SHEFFIELD». К счастью для британцев, ни одна из 11 сброшенных торпед не попала в цель. К 17:40 «SHEFFIELD» установил визуальный контакт с линкором «Bismarck» и начал преследование. В 20:47 15 торпедоносцев с «ARK POYAL» начали вторую атаку на «Bismarck» и добились трех попаданий, повредив рули. Немецкий линейный корабль потерял управление.

25 мая 1941 года, Вашингтон

Глава Управления службы зарубежной военной информации администрации президента США Роберт Шервуд зафиксировал реакцию руководства Соединенных Штатов на рейд «Bismarck»: «Никакое предположение не считалось слишком абсурдным, чтобы казаться невероятным... перед нами был реальный факт - пиратский корабль, отправившийся в плавание с какой-то неизвестной авантюрной целью, направляемый волей человека, который мог быть сумасшедшим или гением или тем и другим вместе, способным под воздействием одного необъяснимого импульса вызвать перелом в ходе событий...»

26-27 мая 1941 года, Северная Атлантика

Ночью «Bismarck» атаковали британские эсминцы:  «COSSACK», «SIKH», «MAORI», «ZULU» и польский «GROM». У англичан заканчивалось топливо, но адмирал Дж. Тови решил идти в бой. В 8:00 утра линейные корабли «RODNEY» и «KING GEORG V» подошли к линкору «Bismarck» на расстояние 21 мили. Огонь был открыт в 8:47. К линкорам присоединились тяжелые крейсера «NORFOLK» и «DORSETSHIRE». После 45 минут боя орудия «Bismarck» замолчали. Крейсера добили немецкий линкор торпедами. В 10:39 перевернувшись вверх килем «Bismarck» ушел под воду. Англичане подняли из воды 111 человек, немецкая подводная лодка U-74 – трех, ещё двух моряков на надувном плоту подобрало утром 27 мая немецкое метеорологическое судно «Sachsenwald».

27 мая 1941 года, Канада - Исландия - Великобритания

Первый трансатлантический конвой в Англию вышел в море из Галифакса под эскортом английских и канадских кораблей по измененному маршруту через Исландию, где корабли охранения пополняли запасы горючего.