7 мгновений лета - Последняя неделя июня 1941 года

26 июня 1941 года, Вашингтон

Государственный департамент США официально объявляет, что «Закон о нейтралитете» не будет применен в отношении СССР.

26 июня 1941 года, Кольский полуостров

Из Мурманска на транспортах под охраной эсминца «Урицкий» продолжалась переброска пополнения, вооружения, боеприпасов в Титовку и Озерко. ВВС Северного флота нанесли авиаудары по Киркенесу, Вадсе, Луостари и Петсамо. Обстрел района Петсамо произвела береговая артиллерия с полуострова Средний. Немецкая авиация бомбила Мурманск: железнодорожный узел (разбит стрелочный перевод, полотно разрушено в трех местах), район ул. Коминтерна и ул. Привокзальная. Также авиаудары были нанесены по Кировской железной дороге - станциям Княжная, Зашеек, Африканда, Тайбола и Апатиты. Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов отдал приказ о переходе всех гражданских судов из Кольского залива в Архангельск и эвакуации оборудования Мурманского порта.

26 июня 1941 года, Лондон

Для решения конкретных вопросов оказания помощи в СССР отправлена британская военная и экономическая миссии. В состав военной миссии входили ее глава - генерал-лейтенант сэр Френк Майсон-Макфарлан, генерал-майор Джонсон, вице-маршал авиации А. Кольер, бригадный генерал Файербрас. Экономическая миссия состояла из промышленника и финансиста, одно из директоров Банка Англии Лоуренса Кадбэри, полковника К. Экзама, полковника Дэвиса. Военно-морской флот представляли шесть офицеров во главе с контр-адмиралом сэром Джеффри Майлсом, назначенным военно-морским атташе посольства Великобритании в СССР. Среди них был и коммандер Дерек Уайберд, ставший затем главой военно-морской миссии в Архангельске. В инструкциях перед ними была поставлена задача «обеспечить продолжение сопротивления русских, так как это явно имело очень большое значение для британских интересов, достижение некоторой скоординированности русской стратегии с планами Великобритании и договоренности о мероприятиях и действиях с целью лишения немцев материальных и экономических преимуществ победы, которую они могли одержать».

26 июня 1941 года, Архангельск

Городской штаб МПВО издает приказ о приведении местной противовоздушной обороны Архангельска в состояние полной боевой готовности. Начальником городской МПВО назначен председатель Архгорисполкома Н. П. Едовин. Вводится круглосуточно дежурство во всех подразделениях МПВО, устанавливается обязательное ночное дежурство жильцов возле домов. Для жителей города вводится трудовая повинность по строительству оборонительных сооружений и укрытий. Было построено 49 котлованных убежищ, 889 щелей закрытого типа, оборудовано 14 подвальных убежищ.

26-27 июня 1941 года, Кольский полуостров - Северная Карелия – Баренцево море - Северная Норвегия

52-я стрелковая дивизия продолжала переправу через Кольский залив и выдвижение к реке Западная Лица. Авиация противника подвергла бомбардировке станцию Лоухи Кировской железной дороги и аэродром Мурмаши. 27 июня штаб Северного фронта в связи с тем, что «открытие военных действий фин­нов и немцев против нашего фронта следует ожидать с часу на час» отдал приказ: все войска, выведенные к государственной границе, держать в постоянной готовности к отраже­нию наступления  противника. С начала войны в пяти конвоях в Титовку и на полуостров Средний было доставлено более 7 тыс. человек, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Из Полярного, Ваенги, Грязного эвакуировано 1229 женщин и детей.

Подводная лодка Щ-401 действовавшая у Варде, проникла на внутренний рейд и атаковала транспорт противника, стоящий у пирса. Торпеда не взорвалась. 72-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота 4-мя бомбардировщиками СБ нанес удар по аэродрому Хебуктен, 2-мя СБ – по  аэродрому Луотсотари и 1-м СБ – по Киркенесу. Летающая лодка ГСТ 118-го авиаполка бомбила порт Лиинахамари.

27 июня 1941 года, Вашингтон

Помощник госсекретаря Дин Ачесон проинформировал посла СССР в США К. А. Уманского, что по указанию президента Ф. Д. Рузвельта создана новая закупочная организация, которая будет заниматься советскими заявками, во главе со специальным помощником госсекретаря Чарльзом Кертисом. Ачесон пояснил, что советские военные заказы должны быть направлены заму госсекретаря С. Уэллесу, так как они должны пройти через президента или его представителей. В тот же день Уэллес официально заявил Уманскому: «Всякая просьба о материальной помощи, с которой советское правительство обратится к Соединенным Штатам, будет рассмотрена немедленно...»

27 июня 1941 года, Лондон - Архангельск - Москва

Из Лондона самолетами через Архангельск в столицу СССР прибыли члены военной и экономической миссии Великобритании. Посол С. Криппс, вернувшийся в Москву, в беседе с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым заявил: «Британское правительство готово сделать все, чтобы начать сотрудничество между нашими странами. Я не вижу причин, которые бы ограничивали размеры возможной экономической помощи, и вообще не вижу предела помощи, необходимой для достижения обеими странами общей цели». Вечером Молотов вновь принял Криппса. Он сообщил послу, что доложил И. В. Сталину о предложении помощи со стороны Великобритании, и подчеркнул, что теперь, когда речь идет о военных контактах и оживлении англо-советских экономических переговоров, возникает вопрос о том, в каких масштабах страны будут помогать друг другу. Обе стороны имеют одного  врага, продолжил Молотов, и у них есть общие вопросы и общие интересы. Поэтому необходимо обусловить взаимную помощь каким-то соглашением на определенной политической базе, на которой было бы возможно осуществить военное и политическое сближение между обеими странами.