27 июня 1941 года, Москва
Начальник ГлавСевморпути И. Д. Папанин направил на имя И. В. Сталина докладную записку о возможных вариантах перевозки военных грузов из ССША в СССР по северным морским и воздушным путям. Первый маршрут, наиболее безопасный и простой: из канадского Ванкувера и американского Сиэтла к Берингову проливу и далее Северным морским путем — на запад. Папанин полагал, что за одну навигацию — даже текущего года — можно провести 40–50 судов. Если они выйдут в плавание между 15 июля и 1 августа, то смогут, пополнив запасы угля в бухте Провидения, дойти до Архангельска и вернуться назад. Если рейсы начнутся позже, до 15 августа, то пароходы вынуждены будут разгружаться на Диксоне, чтобы успеть возвратиться в Соединенные Штаты.
Второй маршрут: от Нью-Йорка или Квебека через Северную Атлантику, в обход Исландии с севера вдоль кромки льдов, через Гренландское, Норвежское и Баренцево моря - в Архангельск. Третий маршрут - воздушный в пяти различных вариантах: от Уэллена на Тикси и Дудинку, где разветвляется — на Архангельск и Красноярск; от Тикси через Якутск в Иркутск; от Анадыря через поселок Зырянка и Якутск на Иркутск; от Анадыря через село Каменское, на Магадан и далее — в Николаевск-на-Амуре и Хабаровск. Папанин указывал, что для перегона самолетов потребуется создать запасы горючего на аэродромах СМП и предлагал в случае принятия положительного решения начать его завоз морем.
Все морские и один воздушный маршруты не случайно замыкались на Архангельске. Ведь именно от него, по железной дороге, быстрее и проще было доставлять военные грузы непосредственно к фронту, нежели везти их почти две недели через Сибирь из Хабаровска, Иркутска или Красноярска. Потому-то оборона подступов к порту на Белом море, оборона Заполярья, и стала сразу же приобретать не меньшее значение, нежели операции на других участках гигантского фронта, протянувшегося от Баренцева до Черного моря.
27 июня 1941 года, Молотовск
Приказом директора судостроительного завода № 402 С. Н. Задорожного все цехи предприятия переведены на работу в две смены: каждая продолжительностью по 11 часов.
27 июня 1941 года, Финляндия, Миккели
Главнокомандующий вооруженных сил Финляндии фельдмаршал К.-Г. Маннергейм отдал приказ войскам №1 - быть готовыми к наступлению в ночь на 29 июня. «Солдаты Финляндии! Наша славная Зимняя война завершилась тяжелым миром. Несмотря на заключенный мир, наша страна явилась для врага объектом беззастенчивых угроз и постоянного шантажа, что вместе с преступным подстрекательством, направленным на подрыв нашего единства, показывает, что враг с самого начала не считал мир постоянным. Заключенный мир был лишь перемирием, которое теперь закончилось. Вы знаете врага. Вам известно постоянство его целей, направленных на уничтожение наших жилищ, нашей веры и нашего Отечества и на порабощение нашего народа. Тот же враг и та же угроза сейчас у наших границ. Без причины он нагло напал на наш мирный народ и подверг бомбардировке различные части страны. Будущее Отечества требует от Вас новых подвигов. Я призываю Вас на священную войну с врагом нашей нации. Павшие герои войны восстают из могил и становятся рядом с нами сегодня, когда мы вместе с мощными военными силами Германии как братья по оружию с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надежное будущее. Соратники! Следуйте за мной еще в последний раз – теперь, когда снова поднимается народ Карелии и для Финляндии наступает новый рассвет».
27-29 июня 1941 года, Кольский залив - Архангельск
В течение трех дней из Мурманска в Архангельск переведено 35 транспортов, 40 траулеров и 80 мотоботов. Беломорская военно-морская база оперативно подчинена командующему Архангельским военным округом.
27 июня - 2 июля 1941 года, Кольский полуостров
6-й финский пограничный батальон, усиленный 36-й погранротой, артиллерийской и минометной батареями, перешел в наступление из района Ивало против частей 82-го пограничного отряда. Противник планировал занять Ристикент, а в дальнешем - вдоль реки Тулома выйти к Мурмашам и станции Кола, перерезать Кировскую железную дорогу, тем самым блокировать с юга Мурманск и нарушить снабжение 14-й армии. Финны нанесли удар к северу от реки Лутто между погостом Сангальский и заставой Три озера в направлении на Ристикент. Наступая двумя группами 30 июня противник занял Талвикюля, а 1 июля - Лутто на северо-восточном берегу Чарвозера к югу от 118 км дороги Кола–Лутта. Немецкая авиация бомбила Ристикент. Продолжая наступление финские войска вышли в район устья реки Лутта, углубившись на территорию СССР на расстояние до 55 км в направлении Устья-Лутто — Ристикент.