23 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова – Исландия
Операция «EF»: В 23.45 соединение «Q» покинуло Скапа-Флоу и направилось в Сейдисфьорд. Контр-адмирал Ф. Уэйк-Уокер держал свой флаг на тяжелом крейсере «DEVONSHIRE». За ним следовали тяжелый крейсер «SUFFOLK», авианосцы «VICTORIOUS» и «FURIOUS», а также эсминцы «ACTIVE», «ANTHONY», «ACHATES», «ANTELOPE», «ESCAPADE» и «INTREPID». Вместе с кораблями отряда Уэйк-Уокера вышел в море и минный заградитель «ADVENTURER». В Скапа-Флоу прибыли шлюпы-тральщики «NIGER», «SALAMANDER» и «HALCYON» для дальнейшего перехода в Исландию.
23 июля 1941 года, Лондон – Монреаль
Добравшийся до Лондона через Архангельск глава советской военной миссии генерал-лейтенант Ф. И. Голиков встретился с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом. Обсуждался вопрос о реальной военной и технической помощи СССР и сроках начала совместных боевых действий. В частности речь шла об оккупации Шпицбергена и острова Медвежий, совместных с Красной Армией военных действиях на севере Норвегии и бомбардировках Берлина. Также был поставлен вопрос о срочной поставке в Советский Союз 200 истребителей. Вечером Голиков и генерал-майор инженерно-технической службы А. К. Репин (представлявший Наркомат авиационной промышленности) спешно отправились в Прествик под Глазго, а оттуда вылетели в Монреаль. В тот же день посол СССР И. М. Майский на встрече посланником Норвегии в Великобритании Эриком Кольбаном заявил о принципиальном согласии на восстановление между странами дипломатических отношений.
23 июля 1941 года, Архангельск - Москва
Начальник Управления НКГБ по Архангельской области капитан госбезопасности В. И. Памфилов докладывает заместителю наркома ГБ комиссару госбезопасности 3-го ранга И. А. Серову о том, что за месяц с начала войны ликвидировано 22 агентурных дела и 86 оперативных разработок, по которым арестовано 185 человек «активного контрреволюционного элемента ведущего повстанческую, пораженческую и диверсионно-террористическую деятельность». Основное количество - 123 человека было арестовано в Архангельске.
23-24 июля 1941 года, Баренцево море
В середине дня 23 июля германские эсминцы 6-й флотилии, действовавшие в Баренцевом море, были сфотографированы с воздуха, после чего атакованы гидросамолетом ВВС Северного флота МБР-2. К полуночи 24 июля они находились в районе бухты Восточная Лица (северо-западнее Иоканьги), где их обнаружил пост берегового наблюдения. Но гидрографическое судно «Меридиан», вышедшее 22 июля из Кольского залива в Иоканьгу, чтобы доставить на маяки необходимые грузы и эвакуировать женщин и детей в Архангельск, было оповещено о появлении эсминцев противника слишком поздно.
Получив около 1:00 приказ укрыться в бухте Восточная Лица командир «Меридиана» капитан-лейтенант В. Г. Егоров попытался уйти в туман. В условиях ограниченной видимости немецкие эсминцы идентифицировали гидрографическое судно как большой танкер и открыли исключительно точный огонь прямо с дистанции обнаружения, которая составила 30 кабельтовых. Огонь вел эсминец «Hermann Schoemann». Первый же снаряд, попавший в «Меридиан», разнес в щепки радиорубку. Вторым попаданием был разрушен мостик и перебит главный трубопровод. Заклинило руль, и судно потеряло ход и управление. Начался пожар. Огонь охватил закрепленные на верхней палубе бочки с бензином, который стекал в море и продолжал гореть на воде. Появились убитые и раненые. Через пробоины в машинное отделение и носовой трюм стала поступать вода. Экипаж пытался спасти обреченный корабль. Второй помощник командира Лобов, матросы Гагарин, Бестужев, Витязев, Дьяков, радист Гребенщиков и другие во главе со старшим помощником лейтенантом Михайловым тушили пожар на верхней палубе. Но когда поняли, что с огнем не сладить, они раздали спасательные пояса и стали готовить подручные средства, чтобы покинуть корабль.
Героически вела себя машинная команда. Механик инженер-капитан-лейтенант С. И. Дубровин и старший моторист Заварзин, борясь с поступающей водой, погибли в машинном отделении. Кочегары Чуркин и Тарасова были обожжены паром и утонули вместе с судном. Когда Егоров понял, что до гибели «Меридиана» остаются считанные минуты, он отдал приказ покинуть судно. Люди бросились за борт и, цепляясь за плавающие обломки, старались отплыть подальше от горящего бензина. Последним борт покинул командир. Судно затонуло с большим пожаром, наблюдавшимся на расстоянии 30 миль в районе острова Харлов. Погибли 46 членов экипажа и пассажиров с полярных станций, в т. ч. 5 женщин и 3 детей.
Поморы из поселка Захребетное не побоялись выйти в море на карбасах и подобрали 17 человек. Эсминцы в ответ обстреляли поселок и затем ушли в туман. Для удара по кораблям противника в воздух поднялись самолеты ВВС Северного флота, но найдя неприятеля, они не смогли опознать его. Два МБР-2 приблизились к эсминцу «Karl Galster» и выстрелили красную ракету. Немцы ответили тем же сигналом, после чего летающие лодки улетели на восток. Около 5:00 два других МБР-2 были также обмануты уже опробованным опознавательным сигналом. В результате боя 2 МБР-2 были повреждены, а один ГСТ совершил вынужденную посадку в губе Порчниха, где уже на воде был добит немецкими эсминцами. Затем по немцев атаковали 4-е советских бомбардировщика (3 СБ и 1 Пе-2) и 9-ть МБР-2, не сумевшие добиться попаданий. Но действия советской авиации вынудили немцев отказаться от продолжения похода в направлении устья Кольского залива и следовать на базу. В 16:15 24 июля флотилия прибыла в Бекфьорд.