27 июля 1941 года, Лондон - Архангельск
Около 22.00 к послу СССР в Великобритании И. М. Майскому срочно приехал посол США Дж. Вайнант. Он привез для визирования паспорта советника президента Г. Гопкинса и двух сопровождающих его лиц. Но все визные печати были в консульстве, а поезд, на котором Гопкинс выезжал в Шотландию, где его ждал самолет для вылета в Архангельск, отходил через полчаса. Майский взял паспорт Гопкинса и написал на нем от руки: «Пропустить Гарри Гопкинса через любой пограничный пункт СССР без досмотра багажа, как лицо дипломатическое. Посол СССР в Англии И. Майский». Сбоку поставил дату и приложил посольскую печать. Так же оформил и два других паспорта. Вайнант приехал на вокзал в самый последний момент, когда поезд уже двигался, и сунул Гопкинсу паспорта в открытое окно вагона. Майский сразу после ухода Вайнанта отправил в Москву шифровку-молнию, в которой сообщал об отъезде Гопкинса и просил принять все необходимые меры для дружественной встречи. В Архангельск из Москвы срочно вылетели три специалиста спецсвязи. В штабе ВВС Архангельского военного округа была развернута специальная радиостанция для обеспечения перелета спецпредставителя президента США.
27-31 июля 1941 года, Северная Карелия, Ребольский тракт
Тыловые подразделения 73-го погранотряда, 337-го стрелкового и 491-го гаубичного артиллерийского полков 54-й стрелковой дивизии, под натиском финских войск отступали по дороге на Ругозеро. По приказу командующего 7-й армией генерал-лейтенанта Ф. Д. Горленко из роты 155-го полка НКВД, обеспечивавшего защиту Беломорско-Балтийского канала, охраны аэродрома Тикшозеро, сотрудников милиции и местного населения был сформирован Ругозерский истребительный батальон численностью до 550 человек. После 150-километрового марша он с ходу вступил в бой с противником на 147 км Ребольского тракта. К утру 28 июля из разрозненных отступающих подразделений был сформирован еще один батальон. Вместе их объединили в сводный стрелковый полк. 29 июля из окружения вышли остатки 337-го стрелкового, 491-го гаубичного артиллерийского полков и основные силы 73-го погранотряда. На станцию Кочкома прибыли Беломорский и Тунгудский истребительные батальоны. 30 июля из этих частей была создана Ребольская оперативная группа полковника Г. К. Козлова. 31 июля части 14-й финской пехотной дивизии преодолев рубеж озер Тикшозеро — Лебединое, достигли реки Поннока. Несмотря на упорное сопротивление им удалось окружить и разбить советские войска у озера Боярское и продвинуться далее к реке Чирко-Кемь.
28 июля 1941 года, Норвежское море - Баренцево море
Минный заградитель «ADVENTURE» принял топливо с танкера RFA «BLACK RANGER», после чего отделился от соединения «Q» контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера и в сопровождении эсминца «ANTHONY» пошел в Баренцево море. Затем танкер осуществил дозавпавку топливом эсминцев соединения, которое продолжало движение на северо-восток в рамках операции «EF».
28 июля 1941 года, Хельсинки - Лондон
Финляндия разорвала дипломатические отношения с Великобританией.
28 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова – Исландия
Из Скапа-Флоу к берегам Исландии вышли два тральщика «HALCYON» и «SALAMANDER» для выполнения контрольного траления фарватеров в обеспечение проводки будущих конвоев.
28 июля 1941 года, Исландия – Шпицберген – Датский пролив
Танкер RFA «OLIGARCH», предназначенный для обеспечения действий соединения «А» - отряда контр-адмирала Ф. Вайана в операции «FB», в охранении вооруженных траулеров «SEALYHAM» и «WASTWATER» вышел из Сейдисфьорда курсом на Шпицберген. Тяжелый крейсер «SHROPSHIRE» вышел из Хвалфьорда для патрулирования в Датском проливе.
28 июля 1941 года, Лондон – Москва
Черчилль – Сталину: «Что касается Вашей просьбы о поставке каучука, то мы отправим грузы отсюда или из США наилучшим и наиболее быстрым путем. Просим точно сообщить, какого сорта должен быть каучук и каким путем Вы желаете его получить. Уже отданы предварительные распоряжения. Господин Гарри Гопкинс эти дни был со мной. На прошлой неделе он просил Президента разрешить ему посетить Москву. Я должен Вам сказать, что этот человек пламенно предан демократии и горит желанием победить Гитлера.
Недавно, когда я попросил его о четверти миллиона винтовок, они прибыли тотчас же. Он ближайший личный представитель Президента. Президент ныне снабдил его полными инструкциями, и он покидает мой дом сегодня с тем, чтобы направиться к Вам. Вы будете извещены о его прибытии через надлежащие каналы. Вы можете отнестись к нему с полнейшим доверием: он Ваш друг и наш друг. Он поможет Вам в подготовке будущей победы и налаживании снабжения России на длительный период. Вы могли бы также свободно побеседовать с ним о политике, стратегии и о Японии. Великолепное сопротивление русских армий в защите родной земли объединяет всех нас. Предстоящей зимой Германии придется испытать ужасную бомбардировку. Еще никто не испытал того, что им предстоит. Военно-морские операции, упомянутые в моей прошлой телеграмме на Ваше имя, ныне осуществляются. Искренне благодарю Вас за понимание, с которым Вы, будучи всецело занятым Вашей великой борьбой, относитесь к нашим трудностям, которые мешают нам сделать больше. Мы сделаем все, что в наших силах».