В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

28 июля 1941 года, Архангельск

Летающая лодка PBY-5A «Catalina» с личным представителем президента США Г. Гопкинсом, летевшим на месте бортового стрелка в подаренной У. Черчиллем «на счастье» шляпе, приводнилась на Северной Двине в Архангельске. Его встречали: исполняющий обязанности начальника протокольного отдела Наркомата иностранных дел Ф. Ф. Молочков, представители наркоматов обороны и ВМФ. Из-за погодных условий сразу вылететь в Москву не удалось. Командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал М. М. Долинин устроил в честь высокого гостя ужин. Мероприятие длилось четыре часа, и по словам самого Гопкинса, было «торжественно-монументальным», но русская водка, как он заметил, «напиток сильных, любителю незачем шутить с ней». Теплая встреча в Архангельске позволила насквозь промерзшему и полубольному Гопкинсу найти силы для следующего перелета.

Осмотрев Архангельский порт, он вылетел в Москву. В кармане у него лежал текст личного письма Ф. Д. Рузвельта И. В. Сталину: «Господин Гопкинс находится в Москве по моей просьбе для того, чтобы обсудить с Вами лично или другими официальными лицами, которых Вы, возможно, назначите, жизненно важный вопрос о том, как мы можем наиболее быстро и эффективно предоставить помощь, которую Соединенные Штаты способны оказать Вашей стране в ее великолепном сопротивлении вероломной агрессии гитлеровской Германии. Я уже уведомил Вашего посла, господина Уманского, что правительство США окажет всю возможную помощь в получении вооружения, снаряжения и других видов снабжения, необходимых для удовлетворения самых неотложных нужд и которые могут быть доставлены для реального использования в Вашей стране в ближайшие два месяца. Мы быстро урегулируем детали этих вопрос с находящейся сейчас в Вашингтоне миссией, возглавляемой генералом Голиковым.

Поездка господина Гопкинса в Москву в настоящее время будет, по моему мнению, исключительно важной, так как в результате ее нам здесь, в Соединенных Штатах, станут ясны Ваши срочные нужды, мы сможем прийти к наиболее эффективным решениям о том, как упростить организацию поставок и ускорить их. Я прошу относиться к господину Гопкинсу с таким же доверием, какое Вы испытывали, если бы говорили лично со мной. Разрешите мне в заключение выразить общее для нас всех в США восхищение замечательной храбростью, проявленной русским народом в деле защиты своей свободы, в борьбе за независимость России».

28 июля - 8 августа 1941 года, Ленинград - Беломорско-Балтийский канал - Белое море - Полярный

Четыре сторожевых катера МО №153,161-163 перешли с Балтийского моря по Беломорско-Балтийскому каналу и были ключены в состав Северного флота.

29 июля 1941 года, Архангельск

Архангельский обком ВКП(б) и облисполком направили письмо в СНК СССР и наркомат путей сообщения с просьбой о выделении кредитов для строительства железной дороги от порта Бакарица до порта Экономия. В письме указывалось, что это необходимо для расширения возможностей порта по быстрой разгрузке транспортных судов и отправке грузов. Для строительства дороги предлагалось использовать 8 км трамвайных путей и насыпи, сохранившейся с 1-й мировой войны. Лесоматериалы  шпалы предлагалось найти на месте, а для строительства моста через Кузнечиху передать металлические фермы, освободившиеся после постройки мостов через реки Сухона, Кубена, Лепша, Вожега при укладке второго пути на участке Вологда-Коноша.

29 июля 1941 года, Исландия – Шпицберген – Баренцево море

Операции «FB» и «EF»: В 13.30 корабли соединения «А» - отряд контр-адмирала Ф. Вайана покинули Сейдисфьорд и взяли курс на Шпицберген. Активная часть операции «FB» началась. Корабли соединения «Q» контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера завершали выдвижение на исходную позицию для атаки Киркенеса и Петсамо и готовились к разделению на две ударные группы. Пока англичане не были обнаружены немецкой авиаразведкой.