United Nations - Объединенные нации

9-10 августа 1941 года, Северное море

9 августа в 14:30 немецкие бомбардировщики на пути из Кирквала в Торсхавн атаковали норвежский пароход «DAGNY-I» с эвакуированными со Шпицбергена гражданами Норвегии. 10 августа в 9:00 он затонул. Два человека погибли, остальные были эвакуированы вооруженным траулером «LEICESTER CITY». Затем спасенные были доставлены в Скапа-Флоу эсминцем «IMPULSIVE».

9-12 августа 1941 года, Северная Карелия, Кестеньга – Лоухи

9 августа советские войска, действовавшие на Кестеньгском направлении, были объединены в Мурманскую стрелковую бригаду полковника М. Г. Гривнина. Основные части бригады попали в окружение, тыловые подразделения и 72-й погранотряд вели ожесточенные бои на 34 км дороги Кестеньга-Лоухи. 11 августа финские части группы «J» 3-й пехотной дивизии, наступавшие по насыпи железнодорожной ветки на Кестеньгу, находились южнее перешейка между озерами Еловое и Лeбедево, в 32 км к юго-западу от Лоухи, а три финских батальона вышли в глубокий тыл советских войск. Противник получил возможность решительным броском захватить станцию Лoyxи.

В тот же день 221-й отдельный батальон связи 88-й стрелковой дивизии выгрузился на 12 км дороги и приступил к прокладке телефонного кабеля. Штаб дивизии прибыл на станцию Лоухи, на которую продолжали наступать части дивизии СС «Nord», 12-й, 14-й и 53-й финские пехотные полки. Противник занял район безымянного озера к югу от озера Еловое до аэродрома в 13 км от станции Лоухи. Прямо с колес на передовую ушёл 147-й отдельный разведбатальон 88-й стрелковой дивизии. После ожесточенных контратак совместно с автобронетанковой ротой Мурманской стрелковой бригады он отбросил противника на 34 км дороги и занял западную окраину военного городка. К исходу дня 12 августа сильное сопротивление наших войск на шоссе и в зоне между шоссе и железной дорогой заставило противника остановиться.

9 августа  - 5 сентября 1941 года, Карелия, Пряжа – Ведлозеро

В состав Петрозаводской оперативной группы 7-й армии включена 272-я стрелковая дивизия полковника М. И. Потапова. Разгрузившись на разъездах перед Сямозером западнее Петрозаводска, 9 августа дивизия нанесла контрудар на Ведлозеро против наступавшей 1-й финской пехотной дивизии. 10-14 августа развернулись встречные бои, финны перебросили на это направление дополнительные войска. Части 272-й стрелковой дивизии заняли оборону на рубеже от озера Топорное до Коткозера, временно остановив наступление противника. В район поселка Пряжа перебрасывается 313-я стрелковая дивизия полковника А. А. Павловича.

10 августа 1941 года, Москва

На имя И. В. Сталина поступила вторая докладная записка начальника ГУ СМП И. Д. Папанина. На этот раз он утверждал: «Наиболее удобным путем из США в европейскую часть СССР является путь из североамериканских портов Соединенных Штатов или Канады (Нью-Йорк, Квебек) через Датский пролив вдоль кромки полярных льдов Гренландского и Баренцева морей... Плавание вдоль кромки в разреженных льдах обеспечивает судам защиту от подводной и надводной опасности. Частая повторяемость туманов у кромки в значительной мере прикрывает суда от нападения самолетов. Кроме того, осенью и зимой в самых опасных районах плавание будет происходить в условиях полярной ночи, продолжительность которой на 80 градусов северной широты достигает трех с половиной месяцев».

При этом Папанин указывал, что самым опасным участком пути является район Шпицбергена. «Для обеспечения безопасности плавания, а также для получения метеорологических данных, необходимо занять норвежский остров Медвежий и побережье Шпицбергена, построив здесь радиостанции и создав достаточно надежное охранение последних. Наличие же угольных копий на Шпицбергене позволит, кроме того, обеспечить буксировку судов в море и избавит от необходимости сопровождать караван угольщиками. Кроме острова Медвежий и Шпицбергена, необходимо также организовать радиостанцию на острове Ян-Майен, поскольку в зимнее время кромка льда проходит весьма близко от последнего». Для обеспечения разгрузки судов зимой в Архангельске, Папанин предлагал построить железную дорогу до острова Мурового на выходе в Двинскую губу. Для ускорения проводки судов в Белом море зимой предлагалось перебросить на Север с Черного моря через Англию ледокол «А. Микоян».

В случае активных действий противника в Белом море центром разгрузки конвоев предлагалось сделать новый порт, строящийся в Хабарово, куда суда могли идти от Шпицбергена вокруг мыса Желания а затем через Карское море в пролив Югорский Шар. Папанин просил дать указание НКВД форсировать строительство порта и железной дороги к нему, с тем чтобы к 1 июля 1942 года построить 4 причала длиной по 100 м, волнолом длиной 750 м, а также жилье и склады. Также до завершения постройки порта в Хабарово он считал возможным разгрузку самолетов на Новой Земле, где предлагал организовать мастерские для их сборки, а затем отправлять своим ходом через Амдерму - Нарья-Мар - Архангельск.