15 августа 1941 года, Исландия
Операция «DERVISH»: Танкер RFA «ALDERSDALE» вышел из Сейдисфьорда в Хвальфьорд для встречи конвоя «Дервиш».
15 августа 1941 года, Архангельск
К 15 августа в Архангельске завершилось формирование Беломорской военной флотилии. Из числа мобилизованных гражданских судов были вооружены и введены в строй 33 корабля, через десять дней в составе действующих сил флотилии уже насчитывалось 57 кораблей и катеров, а к концу сентября — 117 единиц: 2 эскадренных миноносца (третий находился в капремонте), 4 сторожевых корабля специальной постройки, 3 минных и сетевой заградители, 13 сторожевых кораблей и 20 тральщиков - бывших рыболовных траулеров, 35 сторожевых катеров, 15 катеров-тральщиков, 5 речных тральщиков, 2 ледокола и 7 ледокольных пароходов, 5 санитарных транспортов, 3 плавбазы и 2 спасательных судна. Подавляющее большинство командного состава было призвано из запаса, а многие кадровые офицеры, выдвинутые на командные должности, еще не имели необходимого опыта. Так, в бригаде траления из 1260 человек кадровые моряки составляли всего 10%, а из 218 человек комсостава кадровых командиров было 53.
15 августа 1941 года, Вашингтон
Посол СССР в США К. А. Уманский и заместитель госсекретаря С. Уэллес согласовали механизм оплаты первоочередных военных поставок на 145 млн. долларов. В счет погашения этой суммы Советский Союз обязался поставить в Соединенные Штаты марганцевой и хромовой руды, асбеста, платины и других материалов на 100 млн. долларов, 10 млн. оплачивались золотом (903 тыс. тройских унций), 50 млн. передавались в виде ссуды. При этом министр финансов Г. Моргентау по распоряжению президента Ф. Д. Рузвельта установил цену на золото, закупаемое в СССР, в 35 долларов за унцию.
15-25 августа 1941 года, Москва - Карелия - Архангельская область
Нарком внутренних дел Л. П. Берия доложил И. В. Сталину о том, что по состоянию на 10 августа пропускная способность железнодорожной линии Сорока–Обозерская составляла 10 пар поездов в сутки. Действовали временные депо на станциях Сумпосад и Мудьюга, построены постоянные искусственные сооружения (за исключением мостов через Беломорско-Балтийский канал, реки Онега, Кузрека и Нименга), на разъездах уложено по одному дополнительному пути, на станциях – не менее двух, семафоры установлены на всех остановочных пунктах, временное водоснабжение обеспечено. 15 августа ГКО СССР принимает постановление №487сс «Об организации временной эксплуатации железнодорожной линии Сорока-Обозерская». В соответствии с ним НКПС должен был принять от НКВД построенную последним линию, организовав к 1 сентября ее ввод во временную эксплуатацию в пределах минимума, обеспечивающего пропуск 12 пар поездов в сутки. При этом НКВД силами заключенных должен был продолжать строительные работы, а НКПС полностью обеспечивать хозяйственные и строительные потребности лагерей. 24 августа на линию Сорока-Обозерская прибыла комиссия, которая обследовала железнодорожное полотно, искусственные сооружения, верхнее строение пути, здания, системы водоснабжения и связи. Выявленные в ходе осмотров недостатки не позволяли ввести линию в строй. Но учитывая ее стратегическое значение и опыт успешной переброски войск из Архангельска на станцию Лоухи, комиссия приняла от НКВД ветку во временную эксплуатацию и передала ее Северной железной дороге с 1 сентября.
15 августа 1941 года, Северная Норвегия
Командование кригсмарине усилило группировку в Арктике, направив в Киркенес подводные лодки U-571 и U-752.
15-16 августа 1941 года, Белое море
Пароход «С. Халтурин» в сопровождении эсминца «Грозный» доставил войска из Архангельска в Онегу.
15-17 августа 1941 года, Кольский залив – Архангельск
Завершив установку вооружения сторожевые корабли СКР-18 (ледорез «Ф. Литке») и СКР-19 (ледокольный пароход «С. Дежнев») вышли из Мурманска и 17 августа прибыли в Архангельск, где были включены в состав Северного отряда Беломорской военной флотилии.
16 августа 1941 года, Исландия
Операция «RIVIERA»: В 9:00 линкор «PRINCE of WALES» в сопровождении эсминцев «ASSINIBOINE», «SAGUENAY», «TARTAR», «PUNJABI» и «ESCAPADE» пришел в Хвальфьеорд где приступил к дозаправке топливом. У. Черчилль на эсминце «ASSINIBOINE» отправился в Рейкьявик. В 13:00 он вернулся на линкор. В Хвальфьорде Черчилль встретился с представителями экипажей базирующихся здесь английских и американских кораблей: линкоров «RAMILLIES» и «NEW MEXICO», тяжелых крейсеров «SHROPSHIRE» и «QUINCY», 10-ти эсминцев и плавбазы «HECLA». В 20:45 линкор «PRINCE of WALES» в сопровождении эсминцев «TARTAR», «PUNJABI» и «ESCAPADE» вышел из Хвальфьорда в Скапа-Флоу. В ходе визита в Исландию Черчилль смог лично убедится в готовности созданных здесь промежуточных баз для проводки конвоев в Россию.
16 августа 1941 года, Москва
Нарком внешней торговли А. И. Микоян и посол Великобритании в СССР С. Криппс подписали англо-советское соглашение о товарообороте, кредите и клиринге. Оно предусматривало увеличение военных поставок в Советский Союз и предоставление кредита в 10 млн. фунтов стерлингов из расчета 3% годовых сроком на 5 лет. При этом 40% поставок оплачивалось золотом или валютой, остальное - за счет кредита пятью равными ежегодными взносами. Вскоре было подписано и соглашение между Госбанком СССР и Банком Англии, которое регулировало все технические вопросы банковских операций, связанных с кредитным соглашением.