По курсу норд-ост, под клокочущим паром
На северный берег российской земли
Одеты бронею, с суровым товаром
Сквозь штормы и бури идут корабли.
Суда англичан и поморские шхуны,
Маршрут их опасен, и рейс их далек.
Под снежным бураном, по белым бурунам –
Русский дымок - и английский дымок...
В бушлатах, пропитанных пеною горькой,
На берег в Архангельск команда сойдет.
Британец затянется русской махоркой,
А русский матрос - сигарету зажжет.
Пойдут вспоминанья про дни боевые,
Похвалят сердитый морской табачок.
Потянутся рядом дымки голубые -
Русский дымок - и английский дымок.
1 сентября 1941 года, Архангельск
Конвой «Дервиш» доставил в СССР 14,5 тыс. тонн грузов: 10 тыс. тонн каучука, 1,5 тыс. тонн форменных ботинок, олово, шерсть, 3 тыс. глубинных бомб, 800 магнитных мин, 1,1 млн. патронов, 15 истребителей «Hurricane» Mk-II, 524 военнослужащих - летный и наземный персонал 151-го авиакрыла британских ВВС, а также сотрудников посольства и военной миссии Польши в СССР. 1 сентября после совещания с участием командования Беломорской флотилии Военный Совет Архангельского военного округа возложил разгрузку иностранных транспортов конвоя «Дервиш» на Архангельский морской торговый порт. Работы началась с 15.30. В связи с нехваткой техники и людей (порт располагал 243 грузчиками, 4 буксирами, 4 железнодорожными и 2 плавкранами, 7 автомашинами), к разгрузке транспортов были привлечены личный состав трех стрелковых батальонов (2353 человека) и рабочий батальон (760 человек). Работы велись круглосуточно в три смены.
1 сентября 1941 года, Исландия – Баренцево море
Операция «BENIDICT»: В 5.00 Соединение «L» в составе тяжелого крейсера «SHROPSHIRE», эсминцев «SOMALI», «MATABELE» и «PUNJABI» прибыло к Сейдисфьорду, но из-за сильного тумана только «PUNJABI» смог зайти в порт. Остальные корабли двинулись навстречу соединению «М» - отряду контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера. «PUNJABI» вышел из Сейдисфьорда на соединение с отрядом в 13.00.
1 сентября 1941 года, Шпицберген
Операция «GAUNTLET»: Легкий крейсер «NIGERIA», эсминцы «ICARUS», «ANTELOPE», «ANTHONY» и транспорт «EMPRESS of CANADA» прибыли в Гронфьорд и приступили к эвакуации норвежского населения.
Операция E.G.V.1 - E.G.V.2: Танкер RFA «OLIGARCH» в сопровождении вооруженных траулеров – британского «HAZEL» и бельгийского «VAN OOST» прибыл в Свеагрува для обеспечения действий соединения «М».
1 сентября 1941 года, Исландия – Датский пролив
Базирующиеся в Исландии силы ВМФ США взяли на себя патрулирование в Датском проливе. Его осуществлял отряд под командованием контр-адмирала Роберта Гиффена в составе: линкоры «IDAHO», «MISSISSIPPI», «NEW MEXICO», тяжелые крейсера «WICHITA», «TUSCALOOSA» и 13 эсминцев.
1-2 сентября 1941 года, Северная Карелия, Ухта
Финские войска перешли в наступление на участке 81-го полка 54-й стрелковой дивизии в 12-15 км севернее Ухты. Противник нанес отвлекающий удар по дороге от Мальвиайнена и основной - от Регозера, одновременно обходя правый фланг наших позиций силами двух батальонов 32-го пехотного полка в направлении озера Нижнее Ухтинское. К вечеру 1 сентября финны были в 5 км от Ухты. На следующий день контрударом частей 54-й стрелковой дивизии прорыв был ликвидирован. Противник был окончательно остановлен в 10-12 км западнее Ухты. Фронт на этом направлении стабилизировался до 1944 года.
1-5 сентября 1941 года, Северная Норвегия - Кольский полуостров
ВВС Северного флота нанесли авиаудары по аэродрому Хебуктен, транспортам в Варде и на подходах к Киркенесу. Немецкая авиация бомбила Мурманск, Ваенгу, Мурмаши и Колу. В губу Эйна на 10-ти сторожевых катерах в сопровождении сторожевых кораблей «Гроза», «Смерч» и СКА-133 переброшено 450 бойцов. В Мурманске из 112-го запасного стрелкового полка, бойцов истребительных батальонов и добровольцев – жителей города и области началось формирование 1-й Полярной дивизии народного ополчения. 60% личного состава дивизии составили заключенные лагерей НКВД и спецпереселенцы. Командиры рот и взводов назначались, в основном, из бывших военнослужащих - заключенных лагерей Кандалакши и Кировска.