1-7 сентября 1941 года, Москва - Суздаль – Архангельск
На заседании смешанной комиссии по формированию польской армии в СССР дивизионный генерал Владислав Андерс предложил отправить 150 освобожденных польских летчиков в Англию. Было принято решение направить в Архангельск 200 человек летного и технического состава, находившихся в Суздальском и Южском лагерях НКВД. 5 сентября они отправились в Архангельск, куда прибыли 7 сентября, и в ожидании отправки в Великобританию разместились на транспорте «LLANDSTEPHAN CASTLE».
1-13 сентября 1941 года, Северная Карелия, Алакуртти - река Войта
Разведка 169-й немецкой пехотной дивизии обнаружила оставшийся не уничтоженным пешеходный мост, и в ночь на 1 сентября один полк противника переправился через реку Тунца, войдя в Алакуртти. Бои в городе продолжались сутки. Ночью 273-й и 715-й полки 122-й стрелковой дивизии отошли на 10 км к востоку от Алакуртти, на реку Войта. 2 сентября командование армии «Норвегия» приказало 36-му армейскому корпусу перебросить два батальона 7-го полка СС под Кестеньгу, а батальон 9-го полка СС вернуть горному корпусу под Мурманск. Тем не менее 6 сентября силами четырех полков немцы и финны начали атаки позиций советских войск на реке Войта. Противник обошел северный фланг укреплений, вышел в тыл 122-й стрелковой дивизии к юго-западу от озера Верхний Верман и завязал бои за высоту 366. Правофланговый полк 169-й немецкой пехотной дивизии сумел создать небольшой плацдарм к югу от дороги. 7 сентября немцы овладели высотой 366, попытались взять высоту 386, расположенную на 1,5 км южнее. Упорные бои продолжались три дня. 11 сентября немцы форсировали реку Войту, и, наступая вдоль дороги к 12 сентября соединились с взявшими высоту 386 частями, с тем чтобы развивать наступление на Кандалакшу.
2 сентября 1941 года, Исландия
Тяжелый крейсер «LONDON» прибыл в Хвальфьорд из Скапа-Флоу через Акурейри.
2 сентября 1941 года, Вашингтон
Президент США Ф. Д. Рузвельт назначил Эдварда Стеттиниуса своим специальным помощником по реализации программы ленд-лиза. Г. Гопкинс являясь личным советником президента, продолжал в целом курировать общие вопросы ленд-лиза. По согласованию с Великобританией в рамках чрезвычайной программы судостроения количество заказанных транспортных судов было увеличено до 1143 общим тоннажем 1 млн. 241 тыс. тонн.
2-3 сентября 1941 года, Шпицберген – Баренцево море
Операция E.G.V.1 - E.G.V.2: Соединение «М» - отряд контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера в составе авианосца «VICTORIOUS», тяжелых крейсеров «SUFFOLK» и «DEVONSHIRE», эсминцев «ECLIPSE», «ESCAPADE», «INGLEFIELD», «ELECTRA», «ACTIVE» и «IMPULSIVE» вышел из Сардам-Бей после дозаправки топливом для перехвата германского конвоя у Хаммерфеста. Но в 5.40 отряд был обнаружен немецким самолетом-разведчиком и точка рандеву с соединением «L» была изменена.
2-5 сентября 1941 года, Москва – Молотовск
По распоряжению СНК СССР №9460 на судостроительном заводе №402 организовано производство корпусов 76-мм бронебойных снарядов, авиационных бомб ФАБ-100 и взрывателей для глубинных бомб. До конца года завод должен был изготовить 48,5 тыс. корпусов снарядов, 16 тыс. бомб, 20 тыс. взрывателей. 5 сентября постановлением СНК было предписано организовать производство минных тралов: катерных параваных, змейковых и облегченных Шульца. Нарком судостроительной промышленности И. И. Носенко в специальной директиве руководству завода указал, что предприятие «является в настоящее время единственным заводом, который должен обеспечить флот в нужном количестве тральным оружием».
2-7 сентября 1941 года, Шпицберген – Исландия – Великобритания, Оркнейские острова
Операция «GAUNTLET»: Соединения «К» - отряд контр-адмирала Ф. Вайана - легкий крейсер «NIGERIA», эсминцы «ICARUS», «ANTELOPE», «ANTHONY» и транспорт «EMPRESS of CANADA» прибыли в Исфьорд. Легкий крейсер «AURORA» перешел из Свеагрува в Гронфьорд. Норвежское население Шпицбергена и личный состав «Отряда 111» погрузились на транспорт «EMPRESS of CANADA». Поселки были разрушены, шахты взорваны, запасы угля подожжены. 3 сентября соединение «К» покинуло Шпицберген, взяв курс на Клайд. Одновременно реквизированные норвежские пароходы «INGERTO», «NANDI» и «MUNIN» в сопровождении вооруженного траулера «ELM» вышли из Гронфьорда в Акурейри. 4 сентября легкие крейсера «NIGERIA» и «AURORA» отделились от конвоя и пошли в Сейдисфьорд. 6 сентября легкий крейсер «PENELOPE» и эсминец «LIGHTNING» вышли из Скапа-Флоу и вступили в охранение каравана. Транспорт «EMPRESS of CANADA» в сопровождении эсминцев «LIGHTNING» и «ICARUS» прибыл в Клайд в 23.00 7 сентября, остальные корабли пришли в Скапа-Флоу. 12 сентября норвежские пароходы прибыли в Акурейри и 14 сентября - в Рейкьявик. Операция «GAUNTLET» завершилась.
2-15 сентября 1941 года, Архангельск – Кольский полуостров
Операция «BENEDICT»: «Подъемная команда» - «Erection team», как с юмором называли англичане сборочную бригаду 151-го авиакрыла, в составе 30 авиационных техников под командованием лейтенанта-инженера Гиттинса приступила к сборке самолетов, доставленных конвоем «Дервиш», на аэродроме острова Кего. В этом им помогали авиатехники 152-го истребительного полка ВВС Архангельского военного округа. Англичане разместились на речном колесном пароходе «Иван Каляев», который получил у британцев ласковые прозвища «Missouri Scow» - «Шаланда с Миссури» и «Winkle Barge» - «Гоночная баржа». 2 сентября первые два «Hurricane» Мк-IIВ начали пробные полеты. 12 и 15 сентября англичане перегнали на Кольский полуостров 9 и 6 самолетов соответственно, по маршруту Архангельск-Ваенга с посадкой для дозаправки в Африканде. В Ваеньге они присоединились к 24 самолетам, перелетевшим туда с авианосца «ARGUS». Началась операция «SRENGHT» - участие английских ВВС в обороне Заполярья.