1 октября 1941 года, США – Гренландия
На основе «Южного» и «Северо-восточного» Гренланских патрулей создано соединение TF.24.8 Атлантического флота ВМС США - «Гренландский патруль» во главе с коммандером Э. Смитом. Соединение усилили кораблем Береговой охраны «ESCABANA», 6-ю вооруженными траулерами и тремя охотниками за ПЛ типа SC.
1-10 октября 1941 года, Карское море, Диксон
Пароход «Сура» доставил на Диксон шесть орудий для береговых батарей 93-го артиллерийского дивизиона: 2 - 152-мм, 2 - 130-мм и 2 - 45-мм, которые в течение 10 дней были установлены на позициях.
1-22 октября 1941 года, Карелия, Машезеро – река Свирь
Остатки 49-й стрелковой дивизии из района Машезера начали прорыв на юг к реке Свирь вдоль Кировской железной дороги. 2 октября в бою у станции Деревянка погиб командир дивизии генерал-майор Ф. П. Судаков, командование принял полковник З. Н. Алексеев. Пройдя с боями по лесам и болотам 180 км части 49-я стрелковой дивизии с 13 по 22 октября форсировали реку Свирь, отдельными отрядами от Подпорожья до Вознесения выходя в расположение войск 7-й армии.
1–25 октября 1941, Северная Карелия, река Верман
Не имея возможности прорвать глубоко эшелонированную оборону советских войск на реке Верман, немцы и финны после ряда атак в первой половине октября перешли к обороне, не дойдя до Кандалакши 90 км. Только немецкие части 36-го армейского корпуса потеряли с начала войны свыше 9,5 тыс. человек убитыми и раненными, потери в 6-й финской пехотной дивизии составили до 40% личного состава. 8 октября верховное командование вермахта приказало прекратить все наступательные операции и перейти к обороне. 14 октября советские войска были объединены в Кандалакшскую оперативную группу Карельского фронта генерал-майора С. И. Морозова. В командование 122-й стрелковой дивизией вступил полковник Н. Н. Мещеряков. 25 октября в ходе рейда 101-го пограничного полка на аэродроме Алакуртти было уничтожено 5 самолетов, 2 зенитных орудия и до 200 человек противника. К концу октября линия фронта на этом направлении стабилизировалась и оставалась практически неизменной до 1944 года.
1 октября - 1 декабря 1941 года, Архангельск – Вологда
За два месяца в результате авианалетов на Северной железной дороге противнику удалось вывести из строя 13,7 км и повредить - 900 км пути, 1140 км линий связи, было разрушено 5 и повреждено 23 железнодорожных моста, 117 зданий на станциях и разъездах, уничтожено 4 восстановительных поезда, 42 паровоза, сожжено 762 вагона, в том числе 87 с вооружением и боеприпасами, 19 — с продовольствием, 30 цистерн горючего. При бомбардировках было убито 430 человек, еще 590 человек ранено. Перерывы в движении составили 640 часов.
Для охраны Северной железной дороги было создано: 10 истребительных отрядов численностью 715 человек, 319 групп военного всеобуча, в которые зачислено 5,5 тыс. железнодорожников. 6,2 тыс. человек были сведены в команды МПВО и группы самозащиты, на курсы медсестер направлено 330 человек.
2 октября - 3 ноября 1941 года, Оттава – Москва
2 октября Военный кабинет правительства Канады санкционировал решение премьер-министра У. Маккензи Кинга об использовании фондов канадского Красного Креста для помощи СССР. 15 октября на заседании Военного кабинета были одобрены поставки в Советский Союз пшеницы. Правительство Канады выразило согласие на открытие консульств СССР для организации работы по отправке грузов на судах через Атлантику. 3 ноября Маккензи Кинг выступил с официальным заявлением в парламенте об оказании Канадой помощи Советскому Союзу. Всего в 1941 году Канада поставила в СССР грузов на 5,3 млн. долларов.
3 октября 1941 года, Москва – Лондон
Сталин – Черчиллю: «Приезд в Москву британской и американской миссий и особенно личное возглавление этих миссий лордом Бивербруком и господином Гарриманом имели весьма благоприятное значение. Что касается лорда Бивербрука, то он, действительно, сделал все для того, чтобы рассмотрение, а по возможности и решение уже в Москве самых неотложных вопросов, обсуждавшихся на Московской конференции трех держав, происходило быстро и эффективно. То же самое я должен сказать и о господине Гарримане. За все это я приношу Вам и господину Рузвельту, пославшим в Москву столь авторитетных представителей, искреннюю благодарность Советского Правительства. Не скрою от Вас, что наши теперешние потребности военного снабжения ввиду ряда неблагоприятных обстоятельств на нашем фронте и вызванной этим эвакуацией новой группы предприятий не исчерпываются согласованными на конференции решениями, не говоря уже о том, что ряд вопросов отложен до окончательного рассмотрения и решения в Лондоне и Вашингтоне, но и сделанная Московской конференцией работа обширна и значительна. Надеюсь, что Британское и Американское Правительства сделают все возможное, чтобы в будущем увеличить месячные квоты, а также, чтобы уже теперь при малейшей возможности ускорить намеченные поставки, поскольку предзимние месяцы гитлеровцы постараются использовать для максимального нажима на СССР».
3 октября 1941 года, Москва – Вашингтон
Сталин – Рузвельту: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность Советского Правительства за то, что Вы поручили руководство американской делегацией столь авторитетному лицу, как господин Гарриман, участие которого в работах Московской конференции трех держав было так эффективно. Я не сомневаюсь, что Вами будет сделано все необходимое для того, чтобы обеспечить реализацию решений Московской конференции возможно скоро и полно, особенно ввиду того, что предзимние месяцы гитлеровцы наверняка постараются использовать для всяческого нажима на фронте против СССР. Как и Вы, я не сомневаюсь в конечной победе над Гитлером стран, которые теперь объединяют свои усилии для того, чтобы ускорить ликвидацию кровавого гитлеризма, для чего Советский Союз приносит теперь столь большие и тяжелые жертвы. С искренним уважением – И. Сталин».
3-4 октября 1941 года, Москва
В резиденции посла США Л. Штейнгарта состоялся ответный прием для советской делегации на Московской конференции, который продолжался до утра. 4 октября представители Великобритании и США отбыли в Архангельск. В Москве для координации вопросов поставок из Соединенных Штатов в Советский Союз по просьбе Г. Гопкинса остался полковник Ф. Феймонвилл, сотрудник Отдела сообщений о военной помощи, ставший руководителем американской миссии по ленд-лизу в СССР.
3-9 октября 1941 года, Архангельск – Великобритания, Оркнейские острова
3 октября в 15.30 тяжелый крейсер «LONDON» вернулся в Архангельск. Здесь он принял на борт делегации Великобритании и США, возвращающиеся с Московской конференции. 4 октября крейсер покинул Северодвинский рейд и 9 октября благополучно прибыл в Скапа-Флоу.
4 октября 1941 года, Новая Земля
В Карском море в районе мыса Спорный Наволок гидрографическое судно «Академик Шокальский» обнаружило неизвестную подводную лодку в надводном положении. При приближении судна лодка срочно погрузилась. Сторожевой корабль СКР-18 «Ф. Литке» провел поиск, но лодки не обнаружил.
4-10 октября 1941 года, Исландия – Баренцево море – Северная Норвегия – Великобритания, Оркнейские острова
Операция «EJ»: Дальнее прикрытие конвоев PQ-1/OP-1 и нанесение авиаудара по Северной Норвегии. 4 октября в 13.00 линкор «KING GEORGE V» под флагом командующего Флотом метрополии адмирала Дж. Тови, в сопровождении эсминцев «ASHANTI», «MATABELE» и «SOMALI» вышел из Хвальфьорда в Акурейри куда прибыл 5 октября. Легкий крейсер «AURORA» перешел из Хвальфьорда в Сейдисфьорд. 6 октября туда прибыл линкор с тремя эсминцами, легкий крейсер «PENELOPE», а также эсминцы «PUNJABI», «BEDOUIN» и «ESKIMO». Адмирал Дж. Тови перешел на легкий крейсер «AURORA» и отбыл в Скапа-Флоу. Корабли произвели дозаправку топливом. 6 октября отряд в составе линкора «KING GEORGE V», авианосца «VICTORIOUS», легкого крейсера «PENELOPE» и 6-ти эсминцев вышел из Сейдисфьорда в море. 8 октября с авианосца взлетели самолеты, нанеся авиаудар по норвежскому порту Бодо. В результате атаки было повреждено три парохода. Из-за резкого ухудшения погоды и нехватки топлива на эсминцах, рейд последних на Вестфьорд и Олесунд был отменен. Отряд возвратился в Скапа-Флоу 10 октября.