В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

6 ноября 1941 года, Исландия

В Хвальфьорде официально открыта оперативная база ВМФ США.

6-12 ноября 1941 года, Северная Карелия, Лоухи – Кестеньга

К 6 ноября немцы и финны окружили подразделения 426-го стрелкового и 421-го легкого артиллерийского полков 88-й стрелковой дивизии в районе 32-30 км дороги Лоухи-Кестеньга, перерезав пути подвоза боеприпасов и продовольствия. Выйти из окружения смогли только 275 человек, остальные погибли или попали в плен. При поддержке танков немцы пытались прорвать оборону 611-го стрелкового полка. Однако в результате контратак частей 88-й стрелковой дивизии 7 ноября противник был отброшен на 45 км дороги Лоухи - Кестеньга. Упорные встречные бои продолжались две недели. 72-й погранотряд оборонялся в районе Окуневой губы и высоты Няу-Ваара, которые переходили из рук в руки. 12 ноября во время авианалета погиб комиссар 88-й стрелковой дивизии подполковник А. М. Мартынов. Командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант В. А. Фролов приказал перебросить под Кестеньгу 186-ю стрелковую (Полярную) дивизию.

6 ноября - 16 декабря 1941 года, Москва - Архангельск - Кольский полуостров, Мурманск

СНК СССР принимает постановление о военизации рыболовного флота. Все не вошедшие по мобилизации в состав Северного флота и Беломорской военной флотилии суда Главсеврыбпрома подлежали военизации: объединялись в дивизионы, вооружались, команды проходили обучение военному делу. В Мурманск из Архангельска переведены семь траулеров: РТ-2 «Ерш», РТ-4 «Навага», РТ-7 «Семга», РТ-19 «Коминтерн», РТ-23 «Чайка», РТ-61 «Водник», РТ-69 «Енисей», которые в декабре приступили к промыслу в Баренцевом море. Первые 186 тонн рыбы были доставлены в Мурманск 16 декабря. Всего с начала войны рыбаки добыли 50 тыс. центнеров рыбы.

7 ноября 1941 года, Вашингтон

Временный поверенный в делах СССР в США А. А. Громыко был принят президентом Ф. Д. Рузвельтом. Он отметил, что весь советский народ вместе с Советским правительством «благодарен американскому правительству за решение о предоставлении Советскому Союзу миллиардного займа». Рузвельт ответил: «А мы это сделали потому, что помощь Советскому Союзу считаем своей важнейшей задачей». Громыко сообщал в Народный комиссариат иностранных дел: «...эта беседа не оставляет сомнения, что Рузвельт ненавидит немцев и твердо, по крайней мере в данное время, занял линию на оказание нам помощи».

7 ноября 1941 года, Лондон – Москва

Черчилль – Сталину: «Я надеюсь, что наши поставки вывозятся из Архангельска с такой же быстротой, как они туда поступают. Небольшой грузопоток начинает теперь также идти через Персию. Мы будем перекачивать наши поставки по обоим путям, напрягая до предела все свои усилия. Прошу Вас обеспечить, чтобы наши техники, следующие с танками и самолетами, имели бы полную возможность передать это вооружение Вашим людям при наилучших условиях... Мы отправляем это вооружение с риском для себя, и мы весьма желали бы, чтобы оно использовалось самым лучшим образом. Вероятно, необходимо Ваше распоряжение... Я не стану тратить слов на комплименты, ибо Вы уже знаете от лорда Бивербрука и г-на Гарримана то, что мы думаем о Вашей борьбе. Будьте уверенным в нашей неустанной поддержке».

7 ноября 1941 года, Вашингтон – Москва

Президент США Ф. Д. Рузвельт направил поздравительную телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину: «В день национального праздника СССР я хочу передать свои поздравления и искренние пожелания благополучия народу Вашей страны и сообщить Вам, как ободряюще действует на американский народ и на все силы, ненавидящие агрессию, мужественное и решительное сопротивление, оказываемое армией и народом Советского Союза нападению захватчика. Я уверен в том, что жертвы н страдания людей, которые имеют мужество бороться против агрессии, не окажутся папрасными. Я хочу заверить Вас, что Правительство и народ США желают сделать все возможное для того, чтобы помочь вашей стране в этот критический час».

7 ноября 1941 года, Берлин

На совещании с главнокомандующим сухопутных войск генерал-фельдмаршалом В. фон Браухичем А. Гитлер отметил, что район Мурманска продолжает представлять опасность, поскольку там возможен английский десант. Он поредложил направить в Финляндию одну легкую пехотную дивизию, в Норвегию - одну танковую и одну моторизованную дивизии.

7-17 ноября 1941 года, Вашингтон

Президент США Ф. Д. Рузвельт в директиве главе Администрации ленд-лиза Э. Р. Стеттиниусу сообщил о том, что он признал оборону Советского Союза жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. Это означало распространение действия закона о ленд-лизе на СССР. 17 ноября Конгресс США в Сенате — при соотношении голосов 50 к 37, в Палате представителей — 212 голосами при 194 против одобрил поправки к Закону о нейтралитете: о снятии запрета на вход американских кораблей в зоны военных действий; о разрешении вооружать торговые суда; о разрешении следовать напрямую в порты стран, подвергшихся агрессии. Это означало, что американские транспортные суда могли участвовать в Северных конвоях. В тот же день Рузвельт подписал закон.

8 ноября 1941 года, Архангельск – Москва

Уполномоченный ГКО СССР И. Д. Папанин и 1-й секретарь Архангельского обкома ВКП(б) Г. П. Огородников направляют заместителю председателя СНК А. И. Микояну докладную записку о мерах для обеспечения нормальной работы по выполнению экспортно-импортных операций Архангельским портом. Предлагается: создать в порту автобатальон из 250 грузовых машин; выплачивать военнослужащим, задействованным на на разгрузке судов, зарплату по утвержденным расценкам; направить в Архангельск 1 тыс. квалифицированных грузчиков;  выделить порту 4 тыс. комплектов зимней спецодежды и 15 тыс. пар руковиц; обязать наркомат ВМФ вернуть портовые ледоколы №6 и №8, буксиры «Соломбала», «Экспортлес» №18 и №19, «Норд», «Пурга», «Муссон», 4 баржи; передать порту 6 портальных кранов грузоподъемностью 6-7,5 тонн и 3-4 крана грузоподъемностью 15-25 танн; Наркомату путей сообщения - отправить в Архангельск 2 железнодорожных катучих крана грузоподъемностью 45 тонн и 18 тонн и 2 по 7 тонн. Для подвоза лесоматериалов, предназначенных на экспорт на причалы проложить дополнительные трамвайные пути к лесозаводам №2-3, №16-17, №25-26, выделить 100 платформ и 20 автомашин, ежемесячный лимит горючего в 180 тонн и фонды на овес - 180 тонн на 1200 лошадей. Обеспечение разгрузки судов в Молотовске предлагалось возложить на строительство №203 НКВД, силами которого создать погрузочно-разгрузочный участок, склады, обязав выделить автотранспорт и два рабочих батальона из заключенных исправительн-трудовых лагерей. Также в Молотвск направлялись работники Архморпорта, таможни, агентства «Инфлот» и наркомата внешней торговли. Для их размещения выделить три вагона и вагон-ресторан.