В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

8 ноября 1941 года, Москва – Лондон

Сталин – Черчиллю: «Имеющаяся договоренность по вопросу о военном снабжении Советского Союза имеет большое положительное значение, но это не решает дела и далеко не исчерпывает вопроса о взаимоотношениях между нашими странами... Можете не сомневаться, что нами принимаются все меры к тому, чтобы поступающее из Англии в Архангельск вооружение своевременно доставлялось по месту назначения. Нельзя, однако, не сказать, хотя это и мелочь, что танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».

9 ноября 1941 года, Москва

ГКО СССР принимает постановление №875сс «Об Архангельском порте». Оно обязывало: наркомат ВМФ немедленно передать Архангельскому торговому порту ледоколы №6 и №8, пять буксиров и четыре железных баржи, перебросить из Мурманска в Архангельск 1 плавучий кран грузоподъемностью в 35 тонн; наркомат путей сообщения - отправить в распоряжение Архангельского торгового порта 4 железнодорожных крана, из них: 1 кран - 45-тонный, 1 кран - 18-тонный и 2 крана по 6,5 тонны; Наркомречфлот - немедленно отправить из Московского речного порта в распоряжение Архангельского торгового порта два крана грузоподъемностью по 7 тонн и передать имеющиеся на строительстве моста через Кузнечиху два бездействующих 130-тонных дерика, обязав начальника порта в 10-дневный срок пустить их в эксплуатацию; командующего Архангельским Военным Округом - демобилизовать из запасных частей и рабочих батальонов 3 тыс. человек здоровых, годных к работе грузчиков и направить в распоряжение Архангельского порта, предоставив им броню от мобилизации, а также предоставить в распоряжение порта 40 грузовых автомашин; Строительство №203 НКВД - выделить Архморпорту 30 автомашин; Наркомвнешторг - отпустить Архангельскому торговому порту из доставленных американских грузовиков 50 машин - в ноябре и 80 - в декабре; Архангельский облисполком - мобилизовать из МТС Архангельской области 10 тракторов в распоряжение Архангельского торгового порта; начальнику Архангельского порта - организовать не позднее 15 ноября Управление портом Молотовск на правах портового агентства, возложив на строительство №203 обязанность предоставления грузчиков из вольнонаемных рабочих для разгрузки прибывающих иностранных пароходов; Наркомторг - организовать закрытую торговлю для работников Архангельского торгового порта; Уполномоченному Государственного Комитета Обороны И. Д. Папанину - обеспечить согласованность действий всех органов власти в Архангельске по успешному осуществлению проводки судов с импортными грузами, по их современной разгрузке в порту и отгрузке по железной дороге прибывших грузов по назначению без задержки.

9 ноября 1941 года, Москва – Архангельск

Постановление ГКО СССР №875сс/a «О строительстве ж. д. ветки от ст. Исакогорка до района Экономия Архангельского порта» обязывало НКПС к 10 января 1942 года построить новую линию, протяженностью 35 км с пропускной способностью в 8 пар поездов в сутки от станции Исакогорка Северной железной дороги до района Экономия Архангельского порта, с ледовой переправой через реку Северная Двина у Архангельска и деревянным мостом через реку Кузнечиха. Возведением моста поручалось Управлению Строительства №203 НКВД, всей линии - Управлению №101 НКПС. Главлесосбыт при СНК СССР и Наркомлес должны были поставить в ноябре леса круглого 7 тыс. куб. м, гидролеса 9 тыс. куб. м, пиломатериалов 3 тыс. куб. м, шпал непропитанных 102 тыс. штук, переводных брусьев 50 комплектов, столбов телеграфных 600 куб. м. Наркомлес обязан был изготовить в двухмесячный срок 19 штук ферм ГАУ пролетами 33 м и разместить заказы НКПС по изготовлению деревянных конструкций и разделке древесины на лесозаводах Архангельска. Наркомморфлот должен был намыть 400 тыс. куб. м дренирующего грунта в устье Северной Двины и на реке Кузнечиха для отсыпки земляного полотна на болотах и для балластировки пути. Архангельскому облисполкому предписывалось в десятидневный срок направить на строительство в порядке трудгужповинности 2 тыс. рабочих, в том числе 1 тыс. плотников и 1 тыс. подвод с возчиками и грабарками; снабдить их необходимыми инструментами (лопаты, кирки, топоры, ломы) и зимней спецодеждой; разместить рабочих в ближайших к линии помещениях; закрепить рабочих на строительстве до окончания работ.

9-22 ноября 1941 года, Исландия - Кольский залив – Архангельск

Конвой PQ-3 в составе 6 английских и 2 панамских транспортов вышел 9 ноября из Хвальфьорда. Конвой c 13 до l9 ноября эскортировали легкий крейсер «KENIA», эсминцы «BEDOUIN» и «INTREPID», которые затем ушли в Полярный. До 15 ноября конвой сопровождали вооруженные траулеры «HAMLET» и «MACBETH». Транспорт «BRIARWOOD» получил повреждения от столкновения с льдинами и вернулся в Исландию в сопровождении вооруженного траулера «HAMLET». 20 ноября конвой встретили эсминцы «Гремящий», «Грозный» и «Сокрушительный», тральщики «BRAMBLE», «SPEEDY» и «SEAGULL». Конвой без потерь достиг Архангельска 22 ноября, идя последние  двое с половиной суток во льдах под проводкой ледоколов. Конвой доставил 15,9 тыс. тонн грузов.

9-24 ноября 1941 года, Архангельск

На основании постановления ГКО СССР № 874сс от 9 ноября 1941 года Архангельский бригадный район ПВО преобразован в Архангельский дивизионный район ПВО. В его состав с 24 ноября вошли формируемая 104-я истребительная авиационная дивизия (в начале - 348-й, затем 729-й и 730-й истребительные авиационные полки), 84-й, 160-й, 171-й, 372-й и 480-й отдельные зенитные артдивизионы, 41-й отдельный батальон ВНОС.

9 ноября - 6 декабря 1941 года, Германия - Северная Норвегия

В Арктику переводится 8-я флотилия эсминцев в составе 5 кораблей - Z-23, Z-24, Z-25, Z-26, Z-27 под командованием капитана-цур-зее Готфрида Пеница. Два эсминца прибыли в Тромсе 21 ноября, еще три - 6 декабря.

10 ноября 1941 года, Кольский полуостров - Баренцево море

В Полярный прибыла английская подводная лодка «SEAWOLF».