2-30 сентября 1941 года, Москва – Архангельск
Постановлением ГКО СССР №613сс от 2 сентября предписывалось для подготовки лыжных частей сформировать в Архангельском военном округе к 1 октября 7-мь запасных лыжных полков, каждый в составе: трех 8-ротных лыжных батальонов и одного учебного батальона общей численностью 3870 человек. Формируемые запасные лыжные полки укомплектовывались начальствующим и рядовым составом за счет призыва новобранцев 1922 года рождения, обученным ходьбе на лыжах. Постановлением ГКО СССР №680сс от 15 сентября для укомплектования лыжных батальонов начальствующим и рядовым составом разрешалось произвести отбор лыжников: а) из постоянного состава (начальствующего и рядового) пехотных, кавалерийских, инженерных, связи и минометных военных училищ и курсов усовершенствования командного состава этих специальностей; б) из наземных войск, не входящих в состав действующей армии, за исключением артиллерии и бронетанковых частей; в) из работников милиции. ЦК ВЛКСМ обязывалось отобрать и направить к 25 сентября в распоряжение командующих войсками округов (в том числе и Архангельского - 2 тыс. человек, - прим. автора) 50 тыс. комсомольцев из числа хорошо подготовленных лыжников. Военным Советам округов и обкомам партии предписывалось принять непосредственное участие в работе комсомольских организаций по отбору комсомольцев в лыжные батальоны. На основании этих постановлений в Архангельске в конце сентября была сформирована 29-я запасная лыжная бригада, дислоцированная в районе Рикасихи. В ее состав вошли пять запасных лыжных полков №№ 27, 293, 294, 295 и 296. За зиму 1941-1942 года 29-я бригада подготовила и отправила на фронт 19-ть отдельных лыжных батальонов.
3 сентября 1941 года, Москва – Лондон
Сталин – Черчиллю: «Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей. Не сомневаюсь, что советским летчикам удастся освоить их и пустить в дело. Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте. Они не смогут внести серьезных изменений не только вследствие больших масштабов войны, требующих непрерывной подачи большого количества самолетов, но главным образом потому, что за последние три недели положение советских войск значительно ухудшилось... Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30-40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября сего года и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом. Я понимаю, что настоящее послание доставит Вашему Превосходительству огорчение. Но что делать? Опыт научил меня смотреть в глаза действительности, как бы она ни была неприятной, и не бояться высказать правду, как бы она ни была нежелательной...»
3 сентября 1941 года, Архангельск
По распоряжению СНК СССР количество мест в эвакуационных госпиталях Архангельска и области приказано увеличить на 3 тыс. коек. Также в Архангельск эвакуированы 4 военных госпиталя: 2 из Сумской, 2 из Ленинградской области, для размещения которых оборудованы здания механического техникума и гостиницы «Интурист». К концу года в городе и области был развернут 31 госпиталь на 14280 коек.
3-4 сентября 1941 года, Шпицберген – Баренцево море
Операции E.G.V.1 - E.G.V.2 – «BENIDICT»: Танкер RFA «OLIGARCH» в сопровождении вооруженных траулеров – британского «HAZEL» и бельгийского «VAN OOST» вышел в Свеагрува для встречи с соединением «М» и дозаправки его топливом. Однако авиаудар по Тромсе с авианосца «VICTORIOUS» в рамках операции E.G.V.1 был отменен из-за сильной облачности в районе цели. 4 сентября соединения «М» и «L» встретились и начали выполнение плана операции «BENIDICT».
3-10 сентября 1941 года, Карелия, Сяндеба – Олонец
Финские войска 6-го армейского корпуса: оперативная группа «L», части 5-й, 11-й и 17-й пехотных дивизий при 6-ти кратном превосходстве в живой силе и 12-ти кратном в артиллерии, перешли в наступление против частей Южной оперативной группы 7-й армии на реке Тулокса, в районе села Сяндеба, к востоку от Теряевой Горы и у устья реки Сяндебки. 4 сентября, прорвав оборону, финны стали развивать наступление на Олонец, отрезав части 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения от основных сил Южной оперативной группы. Также противник вышел на дорогу Олонец – Петрозаводск южнее Торосозера, прервав связь Южной и Петрозаводской оперативных групп 7-й армии. 5 сентября части Южной оперативной группы стали отходить от реки Тулоксы на Олонец. 3-я бригада морской пехоты и 452-й полк Олонецкой стрелковой дивизии были оттеснены в болота южнее устья реки Олонки, а затем были вывезены кораблями Ладожской военной флотилии на мыс Чёрный и в устье реки Свирь. Развивая прорыв 1-я финская егерская бригада, усиленная танками с ходу ворвалась в Олонец, где начались уличные бои. 6 сентября финны взяли Олонец. 10 сентября в городе состоялся парад финских войск, которым командовал командир 6-го армейского корпуса генерал-майор П. Талвела, принимал парад фельдмаршал К.-Г. Маннергейм.