В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

23 ноября 1941 года, Москва - Лондон

Сталин - Черчиллю: «Выраженное в Вашем послании желание сотрудничать со мной путем личной переписки на основе содружества и доверия я искренне приветствую и надеюсь, что это будет во многом содействовать успеху нашего общего дела... Ваше предложение направить в ближайшее время в СССР Министра иностранных дел господина Идена я всемерно поддерживаю. Обсуждение вместе с ним и принятие соглашения о совместных действиях советских и английских войск на нашем фронте и осуществление этого дела в срочном порядке имели бы большое положительное значение. Совершенно правильно, что обсуждение и принятие плана послевоенной организации мира должно исходить из того, чтобы помешать Германии и прежде всего Пруссии снова нарушить мир и ввергнуть снова народы в кровавую бойню. Я согласен с Вами также в том, что различие в характере государственного строя СССР, с одной стороны, и Великобритании и США, с другой стороны, не должно и не может помешать нам в благоприятном решении коренных вопросов об обеспечении нашей взаимной безопасности и законных интересов. Я надеюсь, что, если есть в этой области какие-либо недомолвки и сомнения, они будут рассеяны в результате переговоров с господином Иденом. Прошу принять мое поздравление по случаю успешно начавшегося наступления великобританских войск в Ливии. Борьба советских войск с войсками Гитлера продолжает оставаться весьма напряженной. Но, несмотря на все трудности, сопротивление наших войск растет и будет расти. Наша воля к победе над врагом непоколебима».

24 ноября 1941 года, Диксон - Архангельск

Командир северного отряда кораблей капитан 1-го ранга Н. П. Аннин направил командующему Беломорской военной флотилии вице-адмиралу Г. А. Степанову доклад об итогах действий, в котором сделал вывод о том, что район Карского моря в летнее время может быть доступен для кораблей противника всех классов. Аннин отметил, что немцы могут пройти вокруг мыса Желания и оперировать в районе Диксона. Для защиты коммуникаций он предлагал усилить береговую оборону новоземельских проливов и увеличить состав Северного отряда до 6 сторожевых кораблей, 4 тральщиков и 4 мотоботов.

24-25 ноября 1941 года, Кольский залив - Архангельск

Из Мурманска на буксире парохода «Кандалакша» в Архангельск переведен плавучий кран №5.

25 ноября 1941 года, Горло Белого моря

Сторожевой корабль СКР-25 «Бриз» (РТ-58 «Спартак»), находившийся в дозоре на линии мыс Канин Нос - мыс Святой Нос обнаружил подводную лодку противника. Открыв огонь из носового орудия «Бриз» протаранил подлодку U-578. Таранный удар пришелся в кормовую часть, в результате чего пострадала обшивка 1-й цистерны главного балласта и вышла из строя, размещенная в надстройке, группа баллонов ВВД. Немецкая лодка легла на грунт на глубине 40 м, но отсутствие гидроакустики не позволило советскому кораблю произвести прицельное бомбометание. U-578 вынуждена была вернуться в Киркенес, а оттуда уйти в Киль, где в течение месяца стояла в ремонте.

25-26 ноября 1941 года, Москва

Начальник Главного штаба ВМФ адмирал И. С. Исаков направил наркому внешней торговли А. И. Микояну записку, в которой говорилось: «Военно-морской атташе в США донес, что согласно последующему извещению англичан, пароходы, имеющие скорость хода менее 8 узлов, в конвои приниматься не будут. Наш транспорт «Старый большевик» при следовании из Архангельска в США отстал от конвоя и 10 суток шел один без прикрытия. Так как все движение транспортов на Архангельск осуществляется в настоящее время в системе конвоев, прошу Вашего распоряжения запретить посылку за границу транспортов, имеющих скорость хода менее 8 узлов».

Рассмотрев эту записку, Микоян 26 ноября написал резолюцию: «Тов. Дукельскому (нарком морского флота СССР - прим. автора). Дать распоряжение. Тов. Исаков прав».

25-28 ноября 1941 года, Берлин - Хельсинки - Лондон

Министр иностранных дел Финляндии Рольф Виттинг в Берлине подписал договор о присоединении Финляндии к союзу Германия-Италия-Япония. 27 ноября на аудиенции в рейхсканцелярии А. Гитлер пообещал финнам Кольский полуостров и всю Карелию до Белого моря. Рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг заявил: «Финляндия может взять столько земли на востоке, сколько хочет, хоть за Архангельской железной дорогой». 28 ноября британское правительство через поставило Хельсинки в известность, что будет вынуждено объявить им войну, «если до 5 декабря финское правительство не прекратит военные операции и не воздержится от участия во всех враждебных действиях против СССР».

25 ноября 1941 - 9 августа 1942 года, Батуми - Черное море - Средиземное море - красное море - Индийский океан - Атлантический океан - тихий океан - бухта Провидения

По распоряжению ГКО ледокол «А. Микоян» совершает переход с Черного моря на Дальний Восток для последующей проводки судов по Северному морскому пути.

26 ноября 1941 года, Мурманск - Архангельск

Комиссия И. П. Мазрука, по итогам обследования Мурманского порта направила доклад уполномоченному ГКО СССР И. Д. Папанину. В нем указывалось, что на имеющихся причалах можно принимать 10 судов. Два причала в Лесном и Рыбном портах требуют дополнительного оборудования. В наличии имелось только 4 крана: плавучий грузоподъемностью 35 тонн, портальный - 6 тонн и два железнодорожных, чего явно недостаточно. Было указано, что отсутствует механизация на угольном причале, что создает трудности с бункеровкой судов. Также была отмечена нехватка складских помещений, площадь которых составляла только 35 тыс. кв. м. Кировская железная дорога могла обеспечить для транспортировки грузов подачу до 500 вагонов в сутки. В порту было в наличии только 86 грузчиков и 123 квалифицированных рабочих, 765 человек планировалось мобилизовать на месте, 2,7 тыс. человек необходимо было привезти. Поскольку запасы угля в порту отсуствовали, то для бункеровки судов конвоев предлагалась завезти из Англии 40 тыс. тонн угля.