В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

14 декабря 1941 года, Москва

ГКО СССР принимает постановление №1024сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог». В соответствии с ним охрана станционных и линейных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами была возложена на войска НКВД по охране железнодорожных сооружений, которые были переименованы в войска НКВД по охране железных дорог, в состав которых передавалась стрелковая охрана НКПС и численность которых увеличивалась. Охрана грузовых дворов, пакгаузов, складов, топлива, материально-технических складов, служебных помещений, кассиров плательщиков возлагалась на создаваемую ВОХР наркомата путей сообщения. Линейные суды железных дорог были реорганизованы в военные трибуналы, которые рассматривали дела в порядке, установленном «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий». Также увеличивалась численность железнодорожной милиции, которой предписывалось вести решительную борьбу с разбоем, грабежами и хищением грузов, а также нарушителями общественного порядка на железных дорогах. Управление тыла наркомата обороны должно было организовать на крупных железнодорожных станциях этапные комендатуры определив совместно с НКПС их  дислокацию. Положения постановления были сразу же распространены на Северную и Кировскую железные дороги.

14-28 декабря 1941, Великобритания, Оркнейские острова - Шотландия - Шетландские острова - Южная Норвегия

Операция «ARCHERY»: Рейд подразделений Управления специальных операций на Вагсе. 14 декабря началось сосредоточение в Скапа-Флоу соединения «P» контр-адмирала Харольда Берроуза, предназначенного для атаки Вагсе. На главную базу Флота метрополии прибыл легкий крейсер «KENYA». 15 декабря из Инвергордона на транспорте «PRINCE CHARLES» и из Клайда на транспорте «PRINCE LEOPOLD» были доставлены предназначенные для высадки отряд «коммандос» №3, отдельные подразделения отрядов №4 и №6, а также 1-й норвежской роты спецназначения - всего 570 человек под командованием бригадира Дж. Данфорда-Слеттера. 23 декабря из Скапа-Флоу к берегам Норвегии для навигационного обеспечения операции вышла подводная лодка «TUNA». 24 декабря соединение «P» в составе легкого крейсера «KENYA», эсминцев «OFFA», «ONSLOW», «ORIBI», «CHIDDINGFOLD», транспортов «PRINCE CHARLES» и «PRINCE LEOPOLD» вышло из Скапа-Флоу, 25 декабря отряд зашел в Саллом-Во, откуда на следующий день вышел к берегам Норвегии. На рассвете 27 декабря британские корабли провели артобстрел объектов на острове Вагсе и в городе Мелой, а ВВС нанесли по ним авиаудар. Во время боя крейсер «KENYA» получил попадание 127-мм снаряда немецкой береговой батареи, 8-мь английских самолетов было сбито. Затем началась высадка десанта. Сопротивление немцев оказалось гораздо сильнее, чем ожидалось, так как в городе находились подразделения горных егерей прибывших на отдых с Восточного фронта на Кольском полуострове. В Малое начались ожесточенные уличные бои. Тем временем эсминцы «ONSLOW» и «ORIBI» потопили немецкие пароходы «Reimar Fritzen», «Norma» и «Anita Russ», а эсминцы «OFFA» и «CHIDDINGFOLD» - патрульный корабль Vp.1502 и транспорт «Anhalt». К 14:00 «коммандос», потеряв убитыми командира норвежской роты спецназа капитана Мартина Линге и 17 человек, еще 53 раненными, начали отход, уничтожив четыре рыбоперерабатывающих завода, склады рыбьего жира, боеприпасов и топлива, телефонную станцию и различные военные объекты, а также 5-ть судов. Были освобождены 98 заключенных в местную тюрьму норвежских патриотов, которые вместе с еще 70 норвежцами ушли на британские корабли вместе с десантом. Соединение «P» вернулось в Скапа-Флоу 28 декабря.

15 декабря 1941 года, Северная Норвегия

Командование кригсмарине официально объявило о постановке оборонительных минных заграждений в водах северной Норвегии от Петсамо до острова Фугле. Это стало следствием активных действий советских и британских подводных лодок на морских коммуникациях немцев. В Северную Норвегию были переведены минные заградители «Glommen», «Brummer», «Ulm» и «Kobra» и 15-я минно-тральная флотилия в составе 8-ми тральщиков. Также группировка кригсмарине была усилена тремя подводными лодками - в Киркенес пришли U-132, U-576 и U-578.

16 декабря 1941 года, Кольский залив

2 сторожевых корабля и 4 тральщика перевезли части 12-й бригады морской пехоты из Полярного на мыс Мишуков, откуда они убыли на передовую для участия в планируемом наступлении 14-й армии на реке Западня Лица.

16 декабря 1941 года, Северная Атлантика, линкор «DUKE of YORK» - Москва - Лондон

Черчилль - Сталину: «Нахожусь в пути на свидание с Президентом Рузвельтом для обсуждения наших общих планов. Из Вашингтона телеграфирую Вам полную информацию о положении дел. Установлю контакт с Литвиновым, предполагая, что Вы этого желаете. Невозможно описать то чувство облегчения, с которым я каждый день узнаю о Ваших замечательных победах на русском фронте. Я никогда еще не чувствовал себя столь уверенным в исходе войны». В тот же день на заседании правительства Великобритании было констатировано: «В настоящий момент фактом первостепенной важности в ходе войны является провал планов Гитлера и его потери в России. Теперь вместо предполагавшейся быстрой и легкой победы ему предстоит в течение всей зимы выдерживать кровопролитные бои... мы должны обеспечить точную и своевременную отправку обещанных нами материалов».

16 декабря 1941 года, Вашингтон - Москва

Рузвельт - Сталину: «По моему мнению, крайне важно предпринять немедленно шаги с целью подготовки почвы для совместных действий не только на ближайшие недели, но также для окончательного поражения гитлеризма. Я очень хотел бы встретиться и переговорить с Вами лично, но так как это в настоящее время невозможно, то я предпринимаю три предварительных шага, которые, я надеюсь, подготовят более постоянное совместное планирование.

1. Я предлагаю генералиссимусу Чан Кай-ши созвать немедленно в Чунцине конференцию в составе китайского, советского, британского, голландского и американского представителей. Эта группа должна бы собраться не позже 17 декабря и доложить результаты своим правительствам совершенно конфиденциально к субботе, 20 декабря. Это должно дать нам предварительное представление об общей проблеме под углом зрения Чунцина.

2. Я прошу британцев собрать в Сингапуре военно-морскую конференцию, которая представила бы к субботе, 20 декабря, свой доклад, составленный главным образом под углом зрения операций в южной зоне.

3. Я был бы очень рад, если бы Вы лично переговорили с американским, британским и китайским послами в Москве к сообщили мне Ваши предложения по всему вопросу к субботе, 20-го.

4. В течение ближайшей недели я подвергну обсуждению те же вопросы со здешними британскими миссиями и сообщу Вам о положении, как оно представляется отсюда. Я имел хорошую беседу с Литвиновым, и я вполне понимаю Ваши непосредственные задачи. Я хочу еще раз сообщить Вам о всеобщем подлинном энтузиазме в Соединенных Штатах по поводу успехов Ваших армий в защите Вашей великой нации. Позволяю себе надеяться, что предварительные конференции, намеченные мною на ближайшую неделю, приведут к установлению более постоянной организации для планирования наших усилий. Гопкинс и я шлем Вам свои личные горячие приветы».

16-18 декабря 1941 года, Северная Норвегия - Горло Белого моря - Баренцево море - Северная Норвегия

8-я флотилия кригсмарине под командованием капитана-цур-зее Г. Пёница, в составе 5-ти эсминцев Z-26, Z-23, Z-24, Z-25, Z-27 вышла из Киркенеса для рейда в Горло Белого моря в рамках операции «Zange». Через несколько часов из-за неполадок в машине Z-26 вернулся в Керкинес. Пё­ниц перешел на Z-25 — единственный из кораблей с действующей РЛС. К вечеру немцы вышли к мысу Канин Нос, провели безус­пешный поиск в южном направлении и повернули на запад. 17 декабря в 14 милях северо-восточнее мыса Большой Городецкий немецкие эсминцы Z-25 и Z-27 натолкнулись на английские тральщики «HAZARD» и «SPEEDY». В сумерках и снежной пурге немцы по­считали, что имеют дело с двумя, а воз­можно, и четырьмя советскими эсмин­цами, поэтому действовали крайне осторожно. Германские эсминцы увеличили ход до 26 узлов и в 17.35 выпустили по одной торпеде (остальные не вышли из аппа­ратов из-за обледенения), а затем открыли огонь. Английские тральщики уклонились от торпед и отве­тили огнем 102-мм орудий. За 13 минут немцы добились четырех попаданий 150-мм снарядов в тральщик «SPEEDY», на котором было выведено из строя кормовое орудие, разбиты шлюпки и сбита мачта. Из-за темноты и тумана немецкие эсминцы потеряли контакт не только с противником, но и друг с другом. Боясь столкновений между своими кораблями, немцы снизили скорость и вышли из боя. Для замены поврежденного тральщика «SPEEDY» из Архангельска вышел тральщик «LEDA». Получив сообщение о бое в Горле Белого моря, для перехвата немецких эсминцев из Кольского залива вышли тяжелый крейсер «KENT» и эсминцы Северного флота «Грозный» и «Сокрушительный». Однако немцам, пользуясь погодой удалось оторваться и уйти в Тромсе, куда эсминцы прибыли вечером 18 декабря.