16-29 декабря 1941 года, Москва - Кольский полуостров, Мурманск - Великобритания
16 декабря начались советско-английские переговоры, в которых участвовали министр иностранных дел Великобритании А. Иден, И. В. Сталин и В. М. Молотов. 18 декабря Сталин преложил провести совместную англо-советскую операцию в районе Петсамо и в северной Норвегии: «СССР смог бы дать для этой операции сухопутные силы, от Англии потребовалась бы помощь с флотом и авиацией. В результате было бы занято Петсамо, и в северной Норвегии был бы создан очаг сопротивления германской агрессии. В дальнейшем туда можно было бы направить и норвежских волонтеров». Иден ответил, что такая операция представляется ему весьма желательной и осуществимой. Он готов начать переговоры о ней уже сейчас, во время своего пребывания в Москве. И поспешил уточнить: «Когда примерно данная операция предполагается?» «Через месяц или, может быть, через шесть недель», — ответил Сталин. 19 декабря Иден, сопровождаемый И. М. Майским побывал на фронте в районе Клина. 20 декабря состоялась встреча генерала А. Нея и начальника Генштаба РККА маршала Б. М. Шапошникова, на которой обсуждались вопросы совместных действий в Арктике. Вечером в Кремле был дан обед в честь министра иностранных дел Великобритании. Как вспоминал Майский в самом начале обеда произошел забавный инцидент. На столе перед Иденом в числе других стояла большая бутылка перцовки. Желтоватый цвет жидкости несколько напоминал шотландское виски. Иден заинтересовался этой бутылкой и спросил: «Что это такое? Я до сих пор не видал такого русского напитка». Сталин ответил: «А это наше русское виски». «Вот как? Я хочу его попробовать», - живо откликнулся Иден. «Пожалуйста», - сказал Сталин, и взяв бутылку, налил Идену большой стакан. Ничего не подозревая, Иден поднес стакан ко рту и сделал большой глоток. Боже, что с ним сталось! Перцовка сразу обожгла ему рот, он страшно покраснел, поперхнулся, глаза чуть не выскочили из орбит. Когда Иден несколько отдышался и пришел в себя, Сталин нравоучительно заметил: «Такой напиток может пить только крепкий народ. Гитлер начинает это чувствовать»». По итогам переговоров было опубликовано совместное англо-советское коммюнике. В нем говорилось: «Беседы, происходившие в дружественной атмосфере, констатировали единство взглядов обеих сторон на вопросы, касающиеся ведения войны, в особенности на необходимость полного разгрома гитлеровской Германии и принятия после того мер, которые сделали бы повторение Германией агрессии в будущем совершенно невозможным. Обмен мнениями по вопросам послевоенной организации мира и безопасности дал много важного и полезного материала, который в дальнейшем облегчит возможность разработки конкретных предложений в этой области». 22 декабря английская делегация выехала из Москвы и 24 декабря прибыла в Мурманск, откуда на тяжелом крейсере «KENT» отправилась в Великобританию. 29 декабря крейсер прибыл в Гринок.
17 декабря 1941 года, Москва - Вашингтон
Сталин - Рузвельту: «В связи с тем, что в Вашем послании не были указаны цели конференций в Чунцине и Москве, и ввиду того, что до открытия конференций оставался всего один день, я полагал возможным выяснить вопрос о целях конференций и возможность отложения конференций на некоторое время при встрече с господином Иденом, который только что прибыл в Москву. Однако, как выяснилось, господин Идеи также не информирован по этому вопросу. Ввиду этого я считал бы желательным получить от Вас необходимые разъяснения, дабы обеспечить желательные результаты от участия представителей СССР в этих конференциях. Разрешите поблагодарить Вас за выраженные Вами чувства по поводу успехов Советской Армии. Желаю Вам успеха в борьбе против агрессии на Тихом океане. Шлю Вам и господину Гопкинсу мои личные горячие приветы».
17 декабря 1941 года - 20 января 1942 года, Архангельск - Молотовск
В рамках реконструкции Архангельского морского порта в портовый район Экономия переведен плавучий 50-тонный кран, а также три катучих и один гусеничный краны. На трех отремонтированных и механизированных причалах установили 12-тонный стационарный и три портальных крана (грузоподьемностью по 7, 6 и 5 тонн). На Бакарице отремонтировали и механизировали 6-ть причалов, на Левом берегу - 5-ть. 6 января была принята в эксплуатацию железная дорога от Исакогорки до Экономии протяженностью 40 км, включая ледовую переправу через Северную Двину и мост через реку Кузнечиху.
В соответствии с постановлением Архангельского обкома ВКП(б) и облисполкома для обеспечения достройки подводных лодок, ремонта кораблей Северного флота, Беломорской флотилии и судов союзных конвоев строительство №203 ГУЛАГ НКВД должно было ликвидировать все недоделки в сданных цехах судостроительного завода №402, закончить монтаж оборудования и обеспечить теплоснабжение. Однако главной задачей стала ускоренная постройка района порта в Молотовске. Силами 7 тыс. заключенных Ягринлага НКВД был построен первый участок причала протяженностью 370 м, обеспечивающий приемку судов союзных конвоев в условях зимней навигации. Началось строительство еще 4-х новых причалов.
Также было утвержден проект дальнейшей реконструкции портового района Бакарица, предусматривающий постройку 1,7 км причалов, и двух железнодорожных веток к ним. Для его осуществления выделялось 33 тыс. кубометров леса, 20 тыс. шпал, 312 т рельс, 1000 топоров, 500 лопат, 1,5 тыс. комплектов зимней одежды. Работы выполнялись силами 3 тыс. заключенных лагерей НКВД.
20 января в Архангельске создан отдел приемки бронетанковой техники, который включал в себя группы в Бакарице, Молотовске и Экономии.
18 декабря 1941 года, Кольский залив
В губе Восточная Лица бомбардировщик Ju-88 потопил возвращавшийся с промысла рыболовный траулер РТ-4 «Навага».
19-24 декабря 1941 года, Горло Белого моря - Кольский залив - Молотовск
19 декабря конвой PQ-6 встретили тральщики «HAZARD» и «LEDA». 20 декабря легкий крейсер «EDINBURGH», эсминцы «ECHO» и «ESCAPADE» вместе с танкером «EL MIRLO» и транспортом «Декабрист» пошли в Кольский залив под проводкой гидрографического судна «Гидролог», и 20 декабря у острова Кильдин подверглись налету немецкой авиации. В «Декабрист» попало две бомбы, которые не разорвались. Он стал первым пароходом пришедшим с грузом по ленд-лизу в Мурманск. Остальные транпорты встреченные у острова Сосновец ледоколом «И. Сталин» под его проводкой пришли в Молотовск 24 декабря доставив 13,4 тыс. тонн грузов.