В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

1-2 января 1942 года, Вашингтон

1-2 января в Вашингтоне представителями государств — участников антигитлеровской коалиции: Соединённых Штатов Америки, Объединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Люксембурга, Чехословакии, Доминиканской Республики, Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского Союза и Югославии была подписана Декларация Объединенных наций: «Правительства, подписавшие сие, ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощённой в общей Декларации президента США и премьер-министра Великобритании от 14 августа 1941 года, известной под названием Атлантической Хартии, будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах, и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют:

1) Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные или экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это Правительство находится в войне,

2) Каждое Правительство обязуется сотрудничать с другими Правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

К вышеизложенной Декларации могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказывать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом.

Само выражение «Объединенные Нации» было предложено Ф. Д. Рузвельтом вместо прежнего «Союзные державы». Он решил обсудить это с британским премьером. У. Черчилль в это время вышел из ванны и, завернувшись в полотенце, продолжал диктовать, шагая взад-вперед по комнате. В какой-то момент полотенце соскользнуло с его бедер, но он не придал этому ни малейшего значения. Вдруг в комнату вьехал Рузвельт и был несколько озадачен, увидев Черчилля, расхаживавшего в чем мать родила и что-то диктовавшего. Потомок герцога Мальборо нисколько не смутился и объявил Рузвельту: «Вот видите, мне нечего скрывать от президента Соединенных Штатов!» В итоге Черчиллю понравилась коррекция, которая, по его мнению, «звучала гораздо лучше». Кроме того, «Объединенные Нации» отсылали к Байрону, о чем он не преминул напомнить Рузвельту:

«Здесь, где сверкнул объединенных наций меч,

Мои сограждане непримиримы были.

И это не забудется вовек».

3-15 января 1942 года, США - Великобритания

3 января линкор «DUKE of YORK» с премьер-министром У. Черчиллем, в сопровождении эсминцев  «HIGHLANDER», «HARVESTER» и «LIGHTNING» вышел из Чезапикского залива. 5 января когда отряд прибыл на Бермудские острова, Черчилль на самолете вылетел во Флориду где в Палм-Бич отдыхал в доме главы Администрации ленд-лиза Э. Стеттиниуса. 15 января Черчилль на самолете отбыл в Вашингтон где попращался с президентом США Ф. Д. Рузвельтом. Затем премьер-министр отбыл в Норфолк, откуда вылетел на самолете через Бермудские острова - в Великобританию.

4-24 января 1942 года, Москва - Кольский полуостров, Мурманск - Архангельск

4 января член ГКО СССР ответственный за снабжение действующей армии А. И. Микоян сообщает Военным Советам 14-й армии и Северного флота о том, что в связи с тяжелой ледовой обстановкой в Белом море и нехваткой ледоколов союзные конвои направляются в Мурманск и приказывает уполномоченному ГКО СССР И. Д. Папанину срочно выехать туда для принятя всех мер по восстановлению работоспособности порта. 6 января для работы по разгрузке судов в Мурманск из Рязанской области доставили 1819 рабочих, на следующий день - 480 из Архангельска. 10 января в Мурманск на поезде прибыл Папанин, а на самолете - посол Великобритании С. Криппс, отправляющийся в Лондон. 12 января в Полярном на командном пункте 14-й армии прошло совещание с участием командующего Северным флотом вице-адмирала А. Г. Головко, командующего Беломорской военной флотилией вице-адмирала Г. А. Степанова и  Папанина об организации разгрузки судов конвоев и обеспечении ПВО порта. 15 января пришло распоряжение Ставки ВГК об оставлении в Мурманске 50 истребителей «Hurricane» Mk-II и 12 зенитных орудий, доставленных на судах конвоя PQ-7, для усиления ПВО Кольского залива и Кировской железной дороги. 16 января грузчиков перевели на сдельную работу. 18 января на разгрузку судов было мобилизовано 400 жителей Мурманска, еще 1500 человек - на расчистку снега в порту. Папанин провел совещание с командующим ВВС Карельского фронта генерал-майором Т. Т. Хрюкиным и начальником Кировской железной дороги П. Н. Грицуевым об обеспечении ПВО эшелонов с грузами, доставленными союзными конвоями. 19 января к разгрузке транспортов были привлечены 1500 бойцов 14-й стрелковой дивизии и 40 человек из экипажей кораблей СФ, находящихся в ремонте. 24 января из Архангельска приехали 809 рабочих и 38 портовых специалистов. Но несмотря на все усилия первые суда союзных конвоев в Мурманске пришлось разгружать практически вручную, что занимало 10-18 суток. 20 января началось формирование 122-й истребительной авиационной дивизии  ПВО (командир — пол­ковник  Ф. А. Погрешаев), перед которой была поставлена задача по прикрытию Кировской железной дороги на участках Мурманск — Тайбола, Боярская — Беломорск. С 21 января  формируется Мурманский дивизионный рай­он ПВО (командующий — полковник Ф. А. Иванов), с задачей прикрытия Кольского залива и порта Мурманск. С конца января немцы усилили бомбардировки Мурманска и Кировской железной дороги, включая Кандалакшу, Кемь, Беломорск.

6 января 1942 года, Вашингтон

Президент Ф. Д. Рузвельт в послании Конгрессу США обнародовал Программу Победы. Военные ассигнования на 1942 год должны были составить 109 млрд. долларов. На эти средства предстояло изготовить 60 тыс. самолетов, 45 тыс. танков, 20 тыс. зенитных орудий и суда общим тоннажем 6 млн. тонн. Рузвельт указал, что война будет вестись наступательно, и закончил так: «Мир слишком мал, чтобы предоставить достаточное жизненное пространство и Гитлеру и Богу. Никакой компромисс не завершит этот конфликт. Никогда нельзя достигнуть компромисса между Добром и Злом. Только всеобщая Победа может вознаградить сторонников терпимости и приличия, свободы и веры».