11 января - февраль 1942 года, Москва - Архангельск - Вологда
Снегопады и метели привели к перебоям в прохождении эшелонов в районе станции Няндома Северной железной дороги. Для обеспечения беспрепятственного движения по железным дорогам (в том числе и по Северной, выполнявшей перевозки грузов, доставленных в Архангельск по ленд-лизу) СНК СССР принимает постановление «О мерах по борьбе со снежными заносами». Оно обязывало местные органы власти оказывать железным дорогам первочередную помощь по организованной вербовке временной рабочей силы и гужевого транспорта для ликвидации снежных заносов на путях. По требованию начальников железных дорог, служб пути и начальников дистанций местные органы власти были должны организовать привлечение населения работам по расчистке снега в порядке обязательной трудовой гужповинности. Наркомат путей сообщения и начальники железных дорог обязаны были обеспечивать мобилизованное население и гужевой транспорт необходимым инструментом, помещениями для обогрева и питания.
Помимо суровой зимы, увеличение втрое по сравнению с нормой вагонного парка, отсутствие резервных паровозов, проблемы с обеспечением топливом к середине января привели тому, что Северная железная дорога оказалась на грани остановки движения. Скорость поездов упала до 50-70 км в сутки, простои на станциях составляли более 15 часов. Свыше 200 поездов было брошено, более 1 тыс. эшелонов простаивало. По решением ГКО СССР для нормализации работы дороги была направлена оперативная группа Центрального управления военных сообщений и НКПС во главе с начальником ВОСО РККА генерал-майором И. В. Ковалевым.
12 января 1942 года, Восточная Пруссия, Вольшанце
Во время встречи с гросс-адмиралом Э. Редером А. Гитлер заявил, что последние донесения убедили его окончательно: Великобритания и США собираются захватить северную Норвегию и тем самым внести коренной перелом в ход войны. Он ждет, что в ближайшем будущем союзники попытаются создать многочисленные плацдармы на побережье от Тронхейма до Киркенеса, а весной начать полномасштабное наступление. У него есть убедительное доказательство того, что Швеции обещаны Нарвик и никелевые рудники Печенги, а потому она выступит на стороне западных стран. Гитлер назвал Норвегию: «Зоной судьбы, где решается исход войны». Было принято решение о прорыве из Бреста линкоров «Scharnhorst», «Gneisenau» и тяжелого крейсера «Prinz Eugen» для последующего базирования на норвежские порты. «Всякий корабль действующий не у берегов Норвегии, воюет не там где положено», - заявил Гитлер.
12-18 января 1942 года, Вашингтон - Москва
Президент Ф. Д. Рузвельт в беседе с послом СССР в США М. М. Литвиновым высказал мнение о том, что вооруженные силы Соединенных Штатов могли бы взять на себя оборону части фронта в районе Мурманска. Кроме того, Рузвельт отметил, что Советский Союз вполне заслуживал того, чтобы получить незамерзающий порт в северной Норвегии и коридор к нему. 18 января нарком иностранных дел В. М. Молотов передал Литвинову отрицательный ответ на предложение президента США, особо подчеркнув отсутствие не только территориальных, но и каких-либо иных претензий к Норвегии.
14-26 января 1941 года, Белое море - Молотовск - Архангельск
14 января на выполняющем непрерывно три недели проводку судов в Белом море ледоколе «И. Сталин» закончился уголь. Начальник штаба Беломорской военной флотилии капитан 1-го ранга М. Н. Попов приказал провести приемку угля с парохода «Правда» у мыса Никодимский. Но из-за трудности перехода командир Ледокольного отряда капитан 2-го ранга М. П. Белоусов решил бункероваться у мыса Пулонга. Во время погрузки угля ледокол и транспорт сносило течением, и 15 января они были у острова Сосновец. Здесь ледокол «И. Сталин» был атакован бомбардировщиком Ju-88. Зенитные орудия успели сделать 8-мь выстрелов, три бомбы упали в воду, но одна пробила палубу над вторым котельным отделением. Вышло из строя два орудия, в бортах и надстройках образовались 102 пробоины, разорвало трубопроводы и кабели электропитания, в отсеки хлынула вода, ледокол потерял ход. Погибло 4 человека, 17 получили ранения. Только через 10 часов экипаж смог ввести в действие 6 котлов, но этого оказалось недостаточно, и ледокол на буксире парохода «Правда» в сопровождении сторожевого корабля СКР-19 (ледорез «Ф. Литке») под прикрытием истребителей, базировавшихся на аэродроме острова Поной, был приведен в Молотовск, где 26 января встал на ремонт. Навигация в порту Архангельск фактически закончилась.