Горит разлившаяся нефть...
В ней люди: как забыть такое?
Жесток закон морского боя:
Потеря хода, значит, смерть!
Мы уклоняемся от бомб
И рубим тонущих винтами.
Но «Юнкерс» с черными крестами
Вонзил в волну стеклянный лоб...
Сентябрь 1939 года - декабрь 1940 года, Атлантический океан – Великобритания
16 сентября 1939 года из канадского Галифакса в море вышел первый Атлантический конвой НХ. Караваны, в составе от 45 до 60 торговых судов, построенных в 9-12 колонн отправлялись через каждые 8 дней и приходили к западным берегам Великобритании через 3-4 суток. Первое судно было потоплено 14 февраля 1940 года. Затем потери резко возросли: в сентябре на дно были отправлены суда водоизмещением 250 тыс. тонн, в октябре – более 300 тыс. тонн, в ноябре - 375 тыс. тонн.
К декабрю в Северной Атлантике немцами было уничтожено 321 судно, следующие в Англию, общим тоннажем 1,6 млн тонн. Еще 497 судов тоннажем 1,3 млн тонн было потеряно у берегов Британских островов. Крупнейший в мире торговый флот нес невосполнимые потери. Продолжались и авианалеты на английские города. К 1 декабря 1940 года в результате массированных немецких бомбардировок погибло более 18 тыс. британцев, в том числе 2 тыс. детей, 1,5 млн человек лишилось жилья. Большие разрушения были нанесены портовым сооружениям. Импортные возможности Великобритании – валовая вместимость транспортных судов, доков и складов – упала с 43 млн до 29 млн тонн. Количество доставляемых еженедельно в Англию грузов уменьшилось в два раза до 800 тыс. тонн, а годовой импорт продовольствия сократился с 22 до 12 млн тонн. Кроме того, к концу года финансовые ресурсы Соединенного Королевства фактически иссякли, было израсходовано более 2,3 млрд. долларов золотовалютных резервов, долги перед США за поставки вооружения и стратегического сырья превысили 1 млрд. 750 млн долларов. К 1 декабря англичане вынуждены были отказаться от заключения новых контрактов на закупку вооружений в Соединенных Штатах не имея средств для оплаты уже заказанного.
8 декабря 1940 года, Лондон
Премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль любил и умел писать. Но это письмо он готовил четыре недели и считал одним из самых важных документов, написанных им в жизни. Адресатом был президент США Франклин Делано Рузвельт. На 10-ти страницах британский премьер подробно остановился на военных поражениях, оценил шансы нацистского блока на достижение объявленных Адольфом Гитлером целей, откровенно обрисовал положение Англии, сражающейся один на один с Германией и ее союзниками, и высказал весьма мрачные прогнозы на грядущий 1941 год. У. Черчилль подчеркнул, что «ключ ко всей войне заключается в способности перевозить подкрепления по морю, особенно через Атлантику». При этом у Британии «остается открытым один единственный по-настоящему эффективный морской коридор, а именно - северо-западный маршрут».
Однако средств для оплаты необходимого вооружения у страны фактически нет: «Хотя мы будем прилагать все усилия и пойдем на всяческие жертвы, чтобы платить, я полагаю, что вы согласитесь, что было бы в принципе неверно и фактически взаимно невыгодно, если бы в разгар этой борьбы Великобритания лишилась бы всех своих активов и оказалась раздетой до нитки после того как победа будет куплена нашей кровью», - писал Черчилль. Закончил он так: «Если, как я полагаю, Вы, господин Президент, убеждены, что поражение нацистской и фашистской тирании в высшей степени важно для народа Соединенных Штатов и Западного полушария, то Вы расцените это письмо не как призыв о помощи, а как сообщение о минимальных мерах, которые необходимо принять для достижения общей цели».
В тот же день при авианалете на Лондон немецкие бомбы повредили Вестминстерский дворец - здание британского парламента. А за первую неделю декабря немцы потопили в Атлантике суда общим водоизмещением 60 тыс. тонн.
9 декабря 1940 года, Карибское море, крейсер «TUSCALOOSA»
Ф. Д. Рузвельт находился на отдыхе, после выборной компании, закончившейся его избранием президентом США на третий срок. Утром специальный курьер, присланный из Вашингтона на гидросамолете, передал на борт крейсера «TUSCALOOSA» несколько объемистых пакетов с почтой. В одном из них оказалось письмо от премьер-министра Великобритании У. Черчилля. По воспоминаниям находившегося рядом с президентом его личного советника Гарри Гопкинса, оно произвело на Рузвельта огромное впечатление. У него не было уже никаких сомнений, что нацистская Германия представляет реальную угрозу не только для Англии и Европы, но и для мира в целом. Однако Рузвельт понимал, как трудно убедить в этом тех, кто стоял на позициях невмешательства в войну.
Кроме того, в Соединенных Штатах были и прямые сторонники фашизма. При этом, поскольку Великобритания еще со времен 1-й мировой войны не погасила займы в сумме 5,6 млрд. долларов, то по закону Х. Джонсона «О невыполнении долговых обязательств» от 1934 года правительству США было запрещено предоставлять ей любые кредиты. Во время размышлений над письмом Черчилля на палубе крейсера «TUSCALOOSA» у Рузвельта родилась абсолютно новая идея, которой он дал название – «Ленд-лиз». Суть заключалась в создании особой системы, позволяющей США, не вступая в войну, оказывать помощь странам, противостоящим агрессору. Президент должен был иметь полномочия по собственному усмотрению отдавать взаймы, в аренду, продавать или поставлять на основе бартерных сделок, заключенных на любых условиях, любые изделия оборонного назначения правительству ЛЮБОЙ (выделено автором - прим.) страны, «оборону которой президент полагает жизненно важной для защиты Соединенных Штатов».