С чего все начиналось - Рождение Ленд-лиза

12 декабря 1940 года, Москва

В декабре начальник Главного управления Северного морского пути И. Д. Папанин направляет в Совет народных комиссаров СССР проект доклада «О масштабах развития портов Севморпути и обеспечении завоза грузов в район Колымы на случай войны». В нем, в частности, поднимался вопрос о том, «какие требования будут предъявлены к СМП в случае возникновения войны на Востоке и на Западе, с тем чтобы учесть их при строительстве портов и развитии морского и речного транспорта». В документе также было указано, что во время войны помимо проводки Северным морским путем кораблей ВМФ, могут возникнуть три задачи: обеспечение перевозок людей и грузов для Дальнего Востока в значительных масштабах; завоз грузов в золотопромышленные районы Колымы для бесперебойной работы Дальстроя в случае прекращения навигации через бухту Нагаево; доставка стратегического сырья и военных материалов для фронта на западе из США. При этом отмечалось, что Севморпуть является для Советского Союза наиболее безопасной коммуникацией с Соединенными Штатами Америки.

12 декабря СНК СССР принимает Постановление №2510-1121сс о создании в районе становища Хабарово в проливе Югорский Шар нового порта и прокладке к нему железной дороги из Воркуты для вывоза каменного угля. Также здесь проектируется размещение судостроительно-судоремонтного завода. Строительство планировалось осуществлять силами заключенных исправительно-трудовых лагерей Югорлаг и Заполярлаг НКВД.

13 декабря 1940 года, Лондон - Вашингтон

Черчилль - Рузвельту: «По-прежнему основной проблемой остаются перевозки через Северную Атлантику. Несомненно, Гитлер усилит нападения подводных лодок и самолетов на наши суда и предпримет операции в океане на еще большем удалении от побережья. Сейчас, когда мы не можем пользоваться ирландскими портами и аэродромами, трудности настолько велики, что наш флот работает с предельным напряжением... Пока же наше положение на море настолько стеснено, что мы более не можем обеспечить перевозку 400 тыс. тонн кормов и удобрений, которые нам до сих пор удавалось доставлять с конвоями в Ирландию, несмотря на все атаки противника. Нам необходим этот тоннаж для снабжения нас самих... Я хотел бы узнать (это останется между нами), какова будет ваша реакция, если (и когда) мы будем вынуждены бросить весь наш флот на снабжение Англии».

14 декабря 1940 года, Берлин

На совещании в верховном командовании сухопутных войск вермахта обсуждается план развертывания частей в северной Норвегии для действий против СССР. Для этого предлагалось задействовать четыре дивизии: 2-ю горноегерскую дивизию генерал-лейтенанта Валентина Фойрштайна планировалось направить походным порядком в район Петсамо, 3-ю горноегерскую дивизию генерал-майора Ханса Крейзинга перевезти туда по железной дороге из Нарвика. Две пехотные дивизии: 163-я генерала от артиллерии Эрвина Энгельбрехта из центральной Норвегии и 199-я генерал-лейтенанта Ханса фон Кемпски - с побережья, должны были быть доставлены по железной дороге через Швецию. Также было согласовано создание из частей СС на территории Норвегии новой дивизии, для использования ее в наступательных операциях. Переброска войск может быть начата с 1 апреля. Начальник генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер констатирует: «В оперативном отношении наступление наших дивизий против Архангельска будет результативным не ранее чем через шесть недель».

16 декабря 1940 года - 7 января 1941 года, Берлин - Хельсинки

Находившийся с визитом в Германии личный посланник главнокомандующего вооруженных сил Финляндии фельдмаршала Карла-Густава Маннергейма генерал-майор Пааво Талавела провел переговоры с начальником генерального штаба сухопутных войск генерал-полковником Ф. Гальдером. Обсуждался вопрос о сроках приведения финской армии в состояние скрытой боевой готовности для наступления против СССР. Затем П. Талавела был дважды принят председателем рейхстага рейсмаршалом Германом Герингом. На встречах было достигнуто принципиальное согласие о необходимости военного сотрудничества Финляндии с Германией и переходе к решению конкретных оперативных вопросов. «У Германии в конфликте с Россией, — сказал Талавела, — едва ли есть более естественный союзник, чем Финляндия...

Стратегическое положение Финляндии является таким, что в ходе крупной войны можно нанести серьезный удар по жизненным коммуникациям северной России». Г. Геринг заявил о твердой позиции правительства Германии осуществлять военное взаимодействие с Финляндией: «После того, как Финляндия оказалась в сфере интересов Германии, вы можете, генерал, сказать маршалу, что вашей стране больше нечего бояться». В заключение Геринг сообщил, что А. Гитлер проинформирован об этих переговорах и подчеркнул, что Финляндии «надо идти вместе с Германией последовательно и неколебимо, и когда Германия одержит победу, то также победит и Финляндия». 20 декабря Талавела доложил итоги встреч К.-Г. Маннергейму. 21 декабря главный штаб финской армии развернул планирование наступательных операций против СССР. 7 января в письме к Герингу, Маннергейм благодарил его за то, что тот пошел «навстречу надеждам, выраженным Финляндией».

17 декабря 1940 года, Вашингтон

Президент США провел первую пресс-конференцию по ленд-лизу. Ф. Д. Рузвельт сказал, что нет никаких сомнений, что Америка должна оказать помощь Англии в ее справедливой борьбе с агрессором, но вот по поводу того, как это сделать, есть различные мнения. Он предлагает совершенно новую идею - не продажа военных материалов, и не дар, а заем! «То, чего я пытаюсь добиться... это избавиться от глупого, нелепого и устаревшего символа доллара». И тут Рузвельт привел свою, ставшую исторической, притчу о «садовом шланге»: «Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня, на расстоянии 400-500 футов от него есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар... А потом он вернет мне шланг».

В тот же день на встрече с несколькими гостями из Великобритании Рузвельт заявил: «Мы дадим вам пушки и корабли, в которых вы нуждаетесь, но при условии, что, когда война закончится, вы добровольно вернете нам эти пушки и корабли, взятые у нас взаймы».

18 декабря 1940 года, Берлин

А. Гитлер подписал директиву №21 верховного главнокомандования вермахта, получившую условное наименование «Вариант Барбаросса» и ставшую основным руководящим документом в войне против СССР. Вооружённым силам Германии ставилась задача «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании». Конечная цель - выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань. Составной частью «Барбароссы» затем стал план «Silberfuchs» - «Серебристая лисица» по захвату Кольского полуострова и дальнейшему выходу к Архангельску. Финские войска начали подготовку к разработке плана наступления в Карелии с выходом на линию: река Онега - озеро Лаче - южнее Онежского озера и реки Свирь - река Нева.