В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

11-13 июля 1941 года, Вашингтон - Канада, Ньюфаундленд - Великобритания

11 июля президент США Ф. Д. Рузвельт отдал приказ флоту сопровождать американские и исландские суда, следующие в Великобританию. В тот же день Рузвельт встретился с Г. Гопкинсом, которому поручил отправится в Лондон, чтобы на месте решить с У. Черчиллем практические вопросы, связанные с распределением военных поставок по ленд-лизу, в том числе и для Советского Союза. Затем Гопкинс встретился с послом СССР К. А. Уманским обсудив с ним меры по ускорению отгрузки закупленного вооружения и оборудования, и уведомил начальника отдела информации о военной помощи Дж. Бернса о том, что по распоряжению президента он должен быть готов заняться вопросами поставок в Советский Союз. Рано утром 13 июля Гопкинс вылетел через Монреаль в Гандер, Ньюфаундленд, откуда на поставляемом в Англию по ленд-лизу бомбардировщике B-24 отправился в Прествик на юго-западе Шотландии.

11-15 июля 1941 года, Архангельск – Белое море – Карское море

11 июля в 23:30 в сопровождении эсминца «Сокрушительный» и тральщика ТЩ-898 (РТ-411 «Ненец») в Карское море из Архангельска отправился 1-й внутренний Арктический конвой: транспорты «Революционер», «Герцен», «Сакко», «Сталинград», «Вытегра», «Правда», «Кама», «Сорока» и ледокольный пароход «А. Сибиряков». 12 июля в район мыса Канин Нос для встречи и эскортирования транспортов вышел сторожевой корабль СКР-30 «Сапфир». 15 июля транспорты «Вытегра», «Кама» и «Сорока» находились у острова Колгуев. Ледокольный пароход «А. Сибиряков» - у мыса Лагерный, транспорты «Революционер», «Сакко», «Сталинград», «Правда» - в проливе Югорский Шар.

11-17 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова – Исландия

11 июля эсминец «ECLIPSE» вышел из Скапа-Флоу для сопровождения в Исландию через Фаррерские острова отряда 8-мь катеров 4-й флотилии ПЛО. Катера прибыли в Рейкьявик 15 июля, эсминец «ECLIPSE» вернулся на базу 17 июля.

12 июля 1941 года, Лондон – Архангельск – Москва

Руководитель советской военной миссии в Великобритании генерал-лейтенант Ф. И. Голиков вылетел в Москву. Фактическим главой миссии в Лондоне стал контр-адмирал Н. М. Харламов. Именно на него легла вся работа по организации отправки конвоев из Англии, а потом США – в СССР.

12 июля 1941 года, Архангельск

Архангельский горисполком принимает постановление об организации местной противовоздушной обороны в жилом секторе. Командиры противопожарных батальонов назначаются начальниками МПВО кварталов города. К 25 июля было дополнительно организовано 54 группы самозащиты в жилых кварталах, 69 - на предприятиях и учреждениях. Всего в них входило 4170 человек.

12 июля 1941 года, Кольский полуостров – Горло Белого моря

Немецкая авиация бомбила мыс Цып-Наволок и Пумманки. Сторожевой корабль «Смерч» в губе Андреева — Лопаткина поддерживал артогнем фланг 52-й стрелковой дивизии, одновременно отражая налеты немецких бомбардировщиков. Сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант» у мыса Святой Нос обнаружил подводную лодку, после чего попытался таранить ее и атаковал глубинными бомбами. Огнем береговой батареи №221 на входе в залив Петсамовуоно поврежден тральщик противника.

12 июля 1941 года, Москва

Нарком иностранных дел В. М. Молотов и посол Великобритании в СССР С. Криппс подписали советско-английское соглашение «О совместных действиях в войне против Германии»: «Правительство Союза ССР и правительство Его Величества в Соединенном Королевстве заключили настоящее соглашение и декларируют о следующем: 1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии. 2. Они, далее, обязуются, что в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия». После подписания соглашения состоялась беседа И. В. Сталина с главой английской военной миссии генерал-лейтенантом Ф. Майсон-Макфарланом.

12 июля 1941 года, Москва - Архангельск - Петрозаводск - Мурманск

Директивой наркома внутренних дел Л. П. Берии «Об усилении борьбы с парашютными десантами противника на железнодорожном транспорте» начальникам управлений НКВД городов Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, командирам частей войск НКВД, охраняющих железнодорожные сооружения и начальни­кам истребительных батальонов было приказано обратить особое внимание на организа­цию тщательного наблюдения за высадкой в районах железнодорожных узлов и сооружений парашютных десантов противника. Для этого предписано: создать широкую сеть групп содействия из путевых обходчиков, ремонтных рабочих, работников железнодорожной связи, стрелочников и служащих промежу­точных станций, разъездов и блокпостов; установить тесную связь и точный порядок взаимных действий по выявлению и уничтожению десантов и диверсантов противника в районах железнодорожных сооружений; работникам железнодорожного транспорта, состоящим в истреби­тельных батальонах и проживающим на значительном удалении от их распо­ложения, выдать оружие на руки.