14 июля 1941 года, Москва
ГКО СССР принял постановление №142 «Об освобождении из заключения французов, желающих сражаться с немцами, и отправке их через английское посольство в Москве к де Голлю». 14 офицерам и 129 солдатам предстоит отправиться из лагеря в Грязовце через Архангельск в Англию.
14 июля 1941 года, Москва - Архангельск
Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение об использовании для военных нужд гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений водного транспорта». В соответствии с ним 8 пароходов было мобилизовано в состав Северного флота Мурманске (1 переоборудован в плавбазу, 1 в танкер, 2 - в несамоходные хранилища топлива, 4 - включено в отряд транспортов СФ), 12 пароходов и 4 буксира - в состав транспортного отряда Беломорской военно-морской базы.
Кроме того, в Архангельске из мобилизованных гражданских судов формировались дивизионы минных заградителей и сторожевых кораблей, группа санитарных транспортов. К 14 июля в их состав вошли 8 рыболовных траулеров, 6 грузопассажирских пароходов, 15 мотоботов и дрифтеров. Из состава Северного управления речного пароходства были мобилизованы 5 речных пароходов: «Желябов «Каляев», «Ломоносов», «Добролюбов», «Вычегжанин», ставших санитарными транспортами и 5 речных буксиров: «Барбюс», «Сакко», «Ванцетти», «Север», «Кострома», переобарудованных в тральщики РТЩ №48-52. Командиру Беломорской ВМБ контр-адмиралу А. А. Кузнецову были подчинены: два эскадренных миноносца, 49-я авиаэскадрилья и 4-й морской пограничный отряд НКВД. В июле в Горле Белого моря заканчивалась приемка 180-мм башенных береговых артбатарей на острове Моржовец и деревне Поной и 130-мм артбатарей на острове Моржовец и Трех островах, которые были включены в состав Беломорского укрепленного сектора Северного флота.
14 июля 1941 года, Кольский полуостров
В Полярный прибыли руководитель британской военно-морской миссии в СССР контр-адмирал Дж. Майлс и контр-адмирал сэр Филипп Вайан. В их задачу входило ознакомление с обстановкой и условиями возможного базирования кораблей английского флота на советских военно-морских базах, оценка возможностей по приему транспортных судов. На переговорах с командующим Северного флота контр-адмиралом А. Г. Головко обсуждался вопрос, касавшийся разделения маршрута следования будущих конвоев на две оперативные зоны ответственности. Согласно договорённости, основные усилия по проведению конвойных операций ложились на британское Адмиралтейство. Оно занималось формированием конвоев и прокладкой маршрута.
Корабли британского флота должны были сопровождать транспортные суда на всём протяжении маршрута из Англии и Исландии до Архангельска. При достижении 20 градусов восточной долготы (остров Медвежий) Северный флот, в меру своих возможностей обеспечивая встречу конвоев, усиливая корабельный эскорт, осуществляя прикрытие с воздуха и сопровождение его в порты. Британские корабли ближнего эскорта, оставались с конвоями во время следования и пребывания в советских портах. Северный флот обеспечивал не только прибытие конвоев в советские базы, но и их выход в обратном направлении.
На переговорах обсуждались и другие бытовые и организационные моменты предстоящего сотрудничества. Как вспоминал Головко, в частности, англичане, поднимали вопросы: об обеспечении команд своих кораблей свежими овощами, организации береговой гауптвахты для арестованных матросов, и даже о наличии в русских портах публичных домов. Советское командование высказало просьбу об организации британским ВМФ авиаударов по Петсамо и Киркенесу с целью ослабить бомбежки Мурманска. Члены миссии осмотрели порт и судремонтные заводы Мурманска, а на обратном пути побывали в Архангельске. По итогам визита, контр-адмирал Дж. Майлс направил в Адмиралтейство доклад, в котором, на основании анализа ситуации, указывал, что конвои необходимо направлять исключительно в Архангельск, т.к. Кольский залив не обеспечен ПВО для защиты от ударов немецкой авиации, а Мурманский порт не готов к приемке грузов.
14 июля 1941 года, Вашингтон
Конгресс США принял поправки к «Закону по торговому флоту», которые давали Морской комиссии полномочия и права определять первоочередность строительства и распределения гражданских судов в интересах национальной обороны. К концу 1941 года благодаря усилиям Морской комиссии в Соединенных Штатах были построены, оборудованы и введены в эксплуатацию 18 новых верфей, насчитывавших 171 стапель. Всего за год в США на воду было спущено 139 грузовых судов общим водоизмещением 1,118 млн тонн.
14 июля 1941 года, Карелия, Беломорск - Повенец
По приказу ГК Северо-Западным направлением за счет средств Северной зоны ПВО для прикрытия наиболее важных объектов Беломорско-Балтийского канала сформированы 9-ть двухорудийных зенитных батарей.