В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

17 июля 1941 года, Лондон

Контр-адмирал Ф. Вайан сделал доклад в Адмиралтействе по итогам поездки в Россию. В нем он указал на невозможность создания базы для королевского флота на Кольском полуострове и опасность разгрузки там конвоев из-за недостатков ПВО и возможности захвата грузов немцами в случае падения Мурманска. Вывод, сделанный Вайаном – конвои должны идти в Архангельск, а промежуточной базой должна стать Исландия.

17 июля 1941 года, Москва - Вашингтон

Нарком иностранных дел В. М. Молотов сообщил послу СССР в США К. А. Уманскому о решении направить в Вашингтон военную миссию во главе с генерал-лейтенантом Ф. И. Голиковым. Уманский уведомил об этом зама госсеркретаря С. Уэллеса, который заявил, что американское правительство будет радо приветствовать генерала Голикова и его миссию, считает ее весьма своевременной и окажет необходимое содействие.

17-18 июля 1941 года, Кольский полуостров

Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов направил директиву Военному Совету Северного флота при любом положении на сухопутном фронте частям СФ оставаться в Полярном, защищая его до последней крайности. Авиация противника нанесла массированные бомбовые удары по полуострову Средний, Пумманке, аэродрому Ваенга. В Мурманске авианалет отражал СКР-19 (ледокольный пароход «С. Дежнев»). В бухте Озерко был потоплен дрифтербот «Гроза» с боеприпасами. Береговые батареи №221 и №222 одновременно с авианалетом были обстреляны артиллерией. Первая почти полностью, а вторая частично были выведены из строя. Немецкие самолеты в губе Нерпичья потопили баржу «Териберка», мотоботы «Тельман» и «Урицкий», в губе - Лопаткина дрифтербот «Торос».

17-18 июля 1941 года, Москва

17 июля на «ближней» даче в Кунцево И. В. Сталин принял вернувшегося из Англии генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова, который доложил о результатах своих контактов на Британских островах. Голиков получил приказ срочно вылететь в Соединенные Штаты: Прозондировать настроения в высших кругах страны, организовать приобретение вооружения и стратегических материалов, изучить условия, на которых мог быть представлен финансовый заем, обсудить со специалистами возможные маршруты поставки военных грузов и перегона в СССР самолетов, в том числе через Аляску и Алеутские острова. Полет был запланирован через Архангельск в Лондон, чтобы встретиться с находившимся там личным представителем президента США Г. Гопкинсом. Но 18 июля во время взлета с аэродрома Ягодник английская летающая лодка PBY-5A «Catalina» с делегацией на борту столкнулась с одним из истребителей сопровождения. В результате были повреждены рули управления, один из моторов, сломана мачта антенны. Следующего самолета Голикову пришлось ждать в Архангельске до 22 июля.

17-19 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова – Исландия

Танкер RFA «WAR SUDRA» вышел из Скапа-Флоу в сопровождении эсминца «HEYTHROP» в Сейдисфьорд, куда прибыл утром 19 июля в рамках подготовки операции «EF».

17-25 июля 1941 года, Архангельск

В ночь с 17 на 18 и с 24 на 25 июля Архангельске были объявлены учебные воздушные тревоги, по итогам которых вновь были обнаружены серьезные недостатки в системе МПВО. Начальнику МПВО - председателю горисполкома Н. П. Едовину было предписано: ввести порядок оповещения населения о воздушной тревоге с использованием гудков и сирен всех предприятий, морских и речных судов на рейде; организовать круглосуточные дежурства, выдать пропуска для личного состава истребительных, противопожарных батальонов и групп самозащиты и принять правила их сбора по воздушной тревоге; закрепить подготовленные убежища и щели за группами жителей; в трехдневный проверить наличие светомаскировочных средств и принять меры по обеспечению полной светомаскировки города.