В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

17-31 июля 1941 года, Северная Карелия, Войница – Ухта

17 июля финские подразделения группы «F» 3-й пехотной дивизии на плотах форсировали узкую часть озера Верхнее Куйто, и вышли в район озера Лашку, создав угрозу прорыва на дорогу Войница — Ухта, в тыл основным силам 54-й стрелковой дивизии. 81-й стрелковый полк отошел на новый рубеж обороны, проходивший по восточному берегу озера Корпиярви — левому берегу реки Пистайоки. 118-й стрелковый полк контратаковал противника, но полностью ликвидировать плацдарм берегу озера Верхнее Куйто не удалось. 21 июля под покровом густого тумана финские войска обошли правый фланг 54-й стрелковой дивизии севернее озера Корпиярви и вновь создали oпacность выхода на дорогу Войница — Ухта.

Для ликвидации прорыва была переброшена большая часть 118-го срелкового полка с левого фланга. Используя это 11-й финский пехотный полк перешёл в наступление отбросив оставшийся батальон 118-го стрелкового полка на северо-восток, выходя тем самым в тыл советских войск. По приказу командования 7-й армией 54-я стрелковая дивизия и 1-й погранотряд отошли на новый рубеж обороны, проходивший по перешейкам между озёрами Безымянное, Кис-Кис и Черкиярви, сооруженный силами сапёрного батальона и 5 тыс. мобилизованных местных жителей. 23 июля финны дошли до Корпиярви, откуда они до 28 июля наступали двумя колоннами: по северному берегу озера Среднее Куйто и ещё севернее, по дороге Корпиярви - Ухта в направлении озера Елданка, в 19 км к северо-западу от Ухты. 28 июля диверсионный отряд противника силой до двух рот форсировав озеро Среднее Куйто вышел на расстояние 3 км юго-восточнее Ухты и напал на командный пункт 54-й стрелковой дивизии, но был отбит.

31 июля финны продолжили наступление и вышли на рубеж озеро Конди-Ярви - Безымянное озеро - озеро Большой Кис-Кис - западный берег реки Кис-Кис на всем ее протяжении до впадения в озеро Среднее Куйто. Партийные и советские органы в Ухте охватила паника. Секретарь райкома ВКП(б) и председатель райисполкома объявили преждевременную эвакуацию, и сами собирались сбежать, начав отъезд раньше, чем последовал приказ, не организовав работу по вывозу в тыл населения и отводу скота. Эта паника перекинулась затем и на жителей района.

18 июля 1941 года, Москва - Лондон

Первое послание И. В. Сталина премьер-министру Великобритании У. Черчиллю: «Ваши послания положили начало соглашению между нашими правительствами. Теперь, как Вы выразились с полным основанием, СССР и Великобритания стали боевыми союзниками в борьбе с гитлеровской Германией. Не сомневаюсь, что у наших государств найдется достаточно сил, чтобы, несмотря на все трудности, разбить нашего общего врага... Военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Севере (Арктика)... Здесь потребуются только действия английских морских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии. В этой операции примут участие советские сухопутные, морские и авиационные силы. Мы бы приветствовали, если бы Великобритания могла перебросить сюда около одной легкой дивизии или больше норвежских добровольцев, которых можно было бы перебросить в Северную Норвегию для повстанческих действий против немцев».

18 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова - Ливерпуль

В главной базе Флота метрополии - Скапа-Флоу для проведения операции «EF» началось формирование соединения «Q» под командованием контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера в составе: флагманский тяжелый крейсер «DEVONSHIRE», авианосцы «VICTORIOUS» и «FURIOUS», тяжелый крейсер «SUFFOLK», эсминцы «ACTIVE», «ANTHONY», «ACHATES», «ANTELOPE», «ESCAPADE» и «INTREPID». Обеспечение топливом возлагалось на танкер RFA «BLACK RANGER», который охраняли эсминцы «ECLIPSE» и «ECHO». В Ливерпуль прибыл минный заградитель «ADVENTURER». На нем было демонтировано оборудование для постановки мин, и на освободившейся просторной закрытой палубе стали размещать различные грузы. Его командир кэптен Норман Грейс не мог и предположить, где он отметит свой 47-й день рождения...

18 июля 1941 года, Архангельск

По предложению офицера оперативного отдела штаба Героя Советского Союза капитана 3-го ранга К. С. Бадигина командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал А. А. Кузнецов направил в Ставку ГК рапорт о необходимости срочной подготовки Архангельского порта к зимней навигации и обеспечении ледокольной проводки судов в Белом море и дельте Северной Двины.

18 июля 1941 года, Вашингтон

Военно-морской министр США Ф. Нокс утвердил программу строительства для Великобритании в счет ленд-лиза 100 эскортных миноносцев, 20 тральщиков и 14 спасательных буксиров, предназначенных для сопровождения коновоев.

18 июля - 1 августа 1941 года, Вашингтон - Москва

Министр финансов Г. Моргентау написал и. о. государственного секретаря С. Уэллсу о необходимости вступить в переговоры с правительством Советского Союза по закупке одного или нескольких ледоколов для обеспечения высадки войск в Гренландии с целью пресечения попыток немцев развернуть там свои метеостанции. В письме были указаны ледоколы, которые бы хотела бы арендовать Береговая охрана: «Красин», «Ленин», «Степан Макаров» и «Кришьянис Вальдемарс». Уэллес сообщил о намерении приобрести ледокол послу СССР в США К. А. Уманскому и к 1 августа была достигнута договоренность о том, что советское правительство может предоставить Соединенным Штатам ледокол «Красин» на период около 8 месяцев. При этом сообщалось, что он нуждается в ремонте.