В преддверии конвоев - Сражения в Заполярье

19-27 июля 1941 года, Берлин - Северная Норвегия

Штаб командования кригсмарине принял реше­ние перебросить на арктический театр кроме надводных кораблей две под­водные лодки, которым предписывалось действовать в Белом море на коммуни­кациях Архангельск — Кандалакша — Мурманск. Вечером 22 июля U-81 и U-652 ошвартовались в Бекфьорде близ Киркенеса. Спустя два дня число суб­марин решили увеличить до четырех - U-451 и U-566 пришли в Киркенес 27 июля.

20 июля 1941 года, Норвегия

Первая диверсионная акция группы норвежского Сопротивления «Освальд» во главе с Асбьерном Сунде - взрыв поезда вермахта на железнодорожной станции Ниланд в Осло.

 

20 июля 1941 года, Великобритания, Ливерпуль – Оркнейские острова

Начало операции «EF»: Минный заградитель «ADVENTURER» закончил погрузку и вышел из Ливерпуля в Скапа-Флоу на соединение с отрядом контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера.

20 июля 1941 года, Архангельск

Cержант Билли Лоус, специалист по радиоделу, вспоминал о прибытии и размещении в Архангельске британской военно-морской миссии: «Здесь в скромном штабе 30-й британской военной миссии нас собрали, чтобы определить место дальнейшего проживания. Тех, кто получил назначение в Ленинград и Москву, разместили в гостинице «Интурист», а я вместе с двумя радистами отправился в дом № 2 по улице Карла Маркса, где предстояло жить два года до возвращения на Родину. Это был красивый деревянный дом с видом на Двину. В то время там размещался весь персонал 30-й британской военной миссии. Правда, через несколько дней нас перевели на улицу Попова в здание норвежского консульства, известного также как «Норвежский дом». А тогда мы продолжали напряжённо трудиться в доме на Карла Маркса, занимаясь строительством радиопередающей станции, а затем установкой принимающей станции в здании позади «Норвежского дома». Чтобы их соединить, пришлось проложить под землёй через улицы Ворошилова, Петроградский проспект и Карла Маркса специально доставленный из Англии экранированный 20-жильный кабель. Так у нас появилась отличная радиостанция, не подверженная радиопомехам».

20 июля 1941 года, Северная Норвегия - Кольский полуостров

ВВС Северного флота бомбили суда противника в Петсамо и корабли в Киркенесе. На сухопутный фронт направлен 3-й добровольческий отряд моряков СФ численностью 500 человек. Немецкая авиация нанесла удар по Ваенге, Ура-губе и мысу Мишуков. На Екатерининском рейде Полярного между мысами Сизый и Чижевский был потоплен эсминец «Стремительный». Командир корабля капитана 2-го ранга А. Д. Виноградов находился в штабе флота, на эсминец прибыли начальник отдела политуправления флота В. М. Лободенко и командир 1-го дивизиона эсминцев капитан 1-го ранга В. А. Фокин, шел концерт артистов Дома офицеров Северного флота. В это время немецкие пикирующие бомбардировщики Ju-87, взлетев с аэродрома Киркенес, взяли курс на Полярный. На основании данных аэрофотосъемки немцы хорошо знали диспозицию кораблей в бухте, цели были заранее распределены между самолетами, которые летели на небольшой высоте, маскируясь на фоне скалистых берегов Мотовского залива. Посты СНИС противника не обнаружили, воздушная тревога сыграна не была.

В 17.25 над главной базой Северного флота появились 9 пикирующих бомбардировщиков во главе с обер-лейтенантом Йоханнесом Пфайффером. Неожиданно выскочив из-за горы Вестник, с высоты 400 м они начали пикировать на основную цель - стоявший посредине гавани эсминец «Стремительный». Неподвижный корабль, не успел сделать ни единого выстрела и получил четыре прямых попадания. 250 кг бомба, пробив фундамент торпедного аппарата, взорвалась в машинном отделении на правом борту в районе 124-го шпангоута. Еще две такие же бомбы пробили верхнюю палубу и разорвались в котельном отделении в районе 100-го - 104-го шпангоутов. И 500 кг бомба, проломив палубу, взорвалась в котельном отделении. 100 кг бомба упав в 2-5 м от левого борта разорвала борт на 10 метров. В 17.30 «Стремительный» разломился на две части, которые затонули. Все бывшие на воде плавсредства главной базы были направлены для спасения оказавшихся в воде моряков. Начальник отдела политуправления флота В. М. Лободенко и 120 человек команды, штаба и артистов погибли от взрывов или утонули. Многие спасенные матросы и офицеры были ранены и отправлялись сразу в госпиталь.

20 июля 1941 года, Молотовск

Эсминец «Грозный» закончил гарантийный ремонт на заводе №402 и был включен в состав Беломорской военно-морской базы Северного флота.