21 июля 1941 года, Лондон – Москва
Черчилль – Сталину: «Если говорить о какой-либо помощи, которую мы могли бы оказать быстро, то нам следует обратить наши взоры на Север. Военно-морской штаб в течение прошедших трех недель подготавливал операцию, которую должны провести самолеты, базирующиеся на авианосцы, против германских судов в Северной Норвегии и Финляндии, надеясь таким образом лишить врага возможности перевозить войска морем для нападения на Ваш фланг в Арктике.
Мы обратились к Вашему Генеральному Штабу с просьбой удержать русские суда от плавания в известном районе между 28 июля и 2 августа, когда мы надеемся нанести удар. Во-вторых, мы направляем теперь же некоторое число крейсеров и эсминцев к Шпицбергену, откуда они будут иметь возможность совершать нападения на неприятельские пароходы сообща с Вашими военно-морскими силами. В-третьих, мы посылаем подводные лодки для перехвата германских транспортов вдоль арктического побережья, хотя при постоянном дневном свете такие операции особенно опасны. В-четвертых, мы посылаем минный заградитель с различными грузами в Архангельск. Это самое большое, что мы в силах сделать в настоящее время. Я хотел бы, чтобы можно было сделать больше. Умоляю Вас сохранить это в строжайшей тайне до того момента, когда мы сообщим Вам, что огласка не принесет вреда...
Мы также изучаем в качестве дальнейшего шага возможность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолетов-истребителей. Для этого понадобилась бы на первых порах партия зенитных орудий, кроме наземного личного состава и оборудования, а вслед за тем прибыли бы самолеты, причем некоторые из них могли бы подняться с авианосцев, а другие доставлялись бы в ящиках. Когда они обоснуются, наша эскадра из Шпицбергена могла бы, возможно, прибыть в Мурманск.
Мы уверены, что, как только станет известно о присутствии наших военно-морских сил на Севере, немцы немедленно прибегнут к своему неизменному методу противопоставления нашим вооруженным силам крупных сил пикирующих бомбардировщиков, и поэтому необходимо действовать постепенно. На все это, однако, потребуется несколько недель».
21 июля 1941, Кольский полуостров – Северная Норвегия
5 бомбардировщиков СБ вылетели для удара по судам в гавани Киркенеса. Около 20:00 они атаковали транспорт «Wandsbeck», стоявший у Рудной пристани. В судно попало три бомбы. Первая взорвалась в кочегарке и вызвала сильный пожар, в результате которого выгорели надстройки и мостик. Еще две попали в район второго и четвертого трюмов. При этом неразорвавшаяся авиабомба пробила борт судна ниже ватерлинии. Попытки немцев спасти транспорт не увенчались успехом. «Wandsbeck» сел кормой на грунт рядом с причалом. Три человека из его экипажа получили ранения. Груз – продовольствие, был потерян (за исключением консервов). В спасении судна и груза деятельное участие приняли и норвежцы, но, как выяснилось, только для того, чтобы «под шумок» экспроприировать содержимое трюмов «Wandsbeck» для собственных нужд. Так, запасы французского вина, предназначенные для поддержания боевого духа горных егерей, в итоге стали добычей предприимчивых киркенесцев. Само судно было впоследствии поднято, но в строй вошло только 29 марта 1943 года.
21 июля 1941 года, Великобритания, Оркнейские острова
Минный заградитель «ADVENTURER» прибыл главную базу Флота метрополии Скапа-Флоу. Командир минзага кэптен Н. Грейс вскрыл пакет с приказом и прочел: «Пункт назначения - Архангельск». Подготовка к походу вступила в завершающую стадию.
21 июля 1941 года, Москва - Архангельск - Молотовск
Заместитель наркома ВМФ адмирал Л. М. Галлер направил командиру Беломорской военно-морской базы контр-адмиралу А. А. Кузнецову указание об оборудовании в Молотовске к 20 августа емкостей для жидкого топлива общим объемом 34 тыс. тонн.
21 июля 1941 года, Кольский полуостров
Немецкая авиация бомбила позиции советских войск на полуострове Средний и реке Западная Лица, Мурманск, Полярный, Ура-губу и аэродром Ваенга. В Мотовском заливе потоплена паровая шаланда «Двинская-21» с боеприпасами. Немецкие самолеты выставили 6 донных неконтактных мин в южной части Кольского залива.
21-23 июля 1941 года, Вашингтон
Президент Ф. Д. Рузвельт официально возложил на Отдел сообщений о военной помощи ответственность за организацию «немедленной и существенной помощи СССР» и отдал первое распоряжение о продаже Советскому Союзу вооружения и военных материалов. В течение июля из США было отправлено грузов на сумму 6,5 млн. долларов. 22 июля на утверждение президенту был предоставлен первый подробный список товаров для России на сумму 21,9 млн. долларов. С 23 июля началась их отгрузка на суда.