30 июля 1941 года, Баренцево море – Северная Норвегия - Северная Финляндия
Операция «EF»: Корабли соединения «Q» контр-адмирала Ф. Уэйк-Уокера вышли в исходную позицию для атаки, находившуюся примерно в 80 милях на северо-восток от Киркенеса. Отряд разделился на две части – каждая во главе с авианосцем. К 13.30, когда облачность рассеялась, корабли были замечены немецким разведчиком Не-111. Однако он доложил их координаты с серьезной погрешностью. В 14.00 с авианосца «VICTORIOUS» стартовали 20 бомбардировщиков-торпедоносцев «Albacore» Мк-ITSR, а затем 12 истребителей «Fulmar» Мк-II, 3 из которых остались охранять авианосец. С авианосца «FURIOUS» взлетели 18 бомбардировщиков-торпедоносцев: 9 «Albacore» Мк-ITSR и 9 «Swordfish» Мк-IITSR, затем – 6 истребителей «Fulmar» Мк-II. 4 истребителя «SeaHurrican» Мк-Ib остались охранять авианосец. Окончательное распределение целей выглядело так: взлетевшие с авианосца «VICTORIOUS» самолеты 827-й эскадрильи - 12 «Albacore» Мк-ITSR атакуют корабли в районе Лангфьорда (юго-западнее гавани Киркенеса) и собственно гавань, в то время как 828-я эскадрилья - 8 «Albacore» Мк-ITSR - якорные стоянки в Хольменграафьорде и у острова Рёнё.
Из группы с авианосца «FURIOUS», атаковавшей Петсамо, несколько самолетов было вооружено бомбами для удара по слипам и нефтяным танкам. Истребители предназначались только на прикрытии ударных самолетов. Над полуостровом Рыбачий самолеты поднялись на высоту 900 м и разделились в соответствии с назначенными целями. Подход к целям предусматривался на малой высоте, дабы избежать обнаружения радарами, серьезного противодействия противника не ожидалось. На момент атаки в Киркенесе находилось более десятка немецких и норвежских судов. Но непосредственно перед налетом над портом прошел советский бомбардировщик Пе-2, сбросивший несколько бомб. На перехват поднялись немецкие истребители, которые и встретили англичан. Выдвинутые вперед истребители «Fulmar» Мк-II выстрелили четыре красных опознавательных ракеты.
Однако трюк не сработал – цвет британских ракет оказался намного темнее немецкого и сразу был распознан как ложный. Тогда английские истребители ушли на высоту 1200 м, отвлекая на себя огонь зениток, чтобы дать возможность атаковать торпедоносцам «Albacore» Мк-ITSR. У немцев в воздухе находилось 4 тяжелых истребителя Bf-110 и 9 Bf-109E. Кроме того, в отражении налета приняли участие 8 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, возвращавшихся после авиаудара по советским позициям на Мурманском направлении. Первым англичан заметил немецкий тральщик R-152 в Бекфьорде, у маяка Хунгернесет. Он открыл огонь, который заставил самолеты разомкнуть строй, однако сброса бомб не последовало. Уже через пять минут появились немецкие истребители, и тут же был сбит первый английский самолет.
Зафиксировав место падения около маяка Бекфьорда, R-152 пошел туда. В это время мимо тральщика, за кормой на высоте 10 метров, пролетела четверка бипланов. R-152 развернулся в направлении их полета, чтобы ввести в дело всю свою артиллерию. Огонь был открыт внезапно, с дистанции 500 м, наблюдались попадания. Ближайший биплан в ответ обстрелял тральщик из пулемета, но пули ложились позади корабля. Тут же этот самолет был сбит. Второй биплан получил в крыле большую дыру и затем его добил немецкий истребитель. В этот момент мимо тральщика пролетела тройка других английских торпедоносцев, преследуемые немецкими Ju-87.
Моряки видели, как пикировщики сбили два английских самолета – на месте их падения поднялись столбы дыма. Тем временем пара бипланов из первой группы повернула и полетела прямо на R-152. Тральщик зенитным огнем смог поразить мотор и плоскости одной машины. Английский самолет отвернул с курса всего в 50 м от корабля: зенитки продолжали держать его под обстрелом – от «Albacore» Мк-ITSR отлетали куски обшивки. Пилот, видимо, пытался совершить вынужденную посадку на западном берегу фьорда, но затем упал в 20 м от R-152. Второй самолет был сбит Ju-87. После боя на борт R-152 были приняты три английских летчика, спасенных норвежским сухогрузом.
Немного далее к югу 8 «Albacore» Мк-ITSR из 828-й эскадрильи атаковали конвой, состоящий из учебно-артиллерийского корабля «Bremse», плавбазы «Bali» и пароходов «Sandnaes» и «Karin». Корабли и суда конвоя увидели англичан в 15.12. Сначала им показалось, что над ними, подлетая с северо-запада, на высоте 3 километра, находятся 8 монопланов. Огонь зениток заставил их отвернуть и скрыться на северо-восток. Через три минуты сначала два, а потом еще не менее шести самолетов атаковали немцев торпедами. Ближе всех к британцам оказались неподвижные пароходы, но ни в один из них торпеды не попали. Некоторые из них взорвались в скалах на западном берегу Бек-фьорда. Также одна торпеда прошла совсем рядом с носом «Bali». Через 5 минут на «Bali» зафиксировали еще одну торпедную атаку, от нее смогли уклониться крутым поворотом руля на левый борт. Торпеда взорвалась на берегу.