13-30 октября 1941 года, Великобритания, Ливерпуль – Оркнейские острова - Исландия – Архангельск
Из Ливерпуля в Архангельск вышел конвой PQ-2. В Скапа-Флоу 17 октября его состав вырос до 6-ти английских транспортов. Ближний эскорт обеспечивали эсминцы «ICARUS» и «ECLIPSE», тральщики «BRAMBLE», «SEAGULL», и «SPEEDY». 18 октября к эскорту присоединился тяжелый крейсер «NORFOLK». 20 октября эсминцы заходили в Сейдисфьорд для дозаправки. 29 октября в Двинской губе конвой встретили базирующиеся на Архангельск тральщики «GOSSAMER», «HUSSAR» и «LEDA». в 10.00 30 октября конвой без потерь прибыл в Архангельск. Суда конвоя доставили 12,6 тыс. тонн грузов.
13 октября - 27 декабря 1941 года, Мурманск - Архангельск - Карское море
По приказу Главного морского штаба для обеспечения зимней навигации в Белом море и устье Северной Двины Северному флоту и Беломорской военной флотилии предписано сосредоточить максимально возможное число ледоколов и транспортных судов в Архангельске. Руководство операцией по выводу судов из Арктики было возложено на командующего Беломорской военной флотилией вице-адмирала В. А. Степанова. За сбор транспортов и ледоколов в устье реки Печора и проливе Югорский Шар отвечал начальник Главсевморпути И. Д. Папанин, за обеспечение конвоирования - командир Северного отряда кораблей Беломорской ВФ капитан 1-го ранга Н. П. Аннин.
Из Мурманска в Архангельск вышел ледокольный пароход «Таймыр» в сопровождении СКА МО-211, из Карского моря - ледоколы «И. Сталин» и «Ленин», сторожевые корабли СКР-18 (ледорез «Ф. Литке») и СКР-19 (ледокольный пароход «С. Дежнев»), ледокольные пароходы «Г. Седов» и «А. Сибиряков». 16 октября прибыли портовый ледокол №6, морской буксир «Маниха», земноснаряды «Воскресенский» и «Уса», в сопровождении тральщика Т-903 (РТ-89 «Беломорец»), а также транспорты «Уpa», «Свияга» и «Комсомолец Арктики» в сопровождении тральщиков Т–887 (РТ-46 «Лосось») и Т-883 (РТ-45 «Двина»). Кроме того было предписано ускорить возвращение в Архангельск транспортов, находящихся в Арктике. Пунктом сбора конвоев для перехода в Архангельск было назначено становище Бугрино на острове Колгуев. 20 октября прибыли ледокольный пароход «Таймыр» и транспорт «Енисей», 23 октября из Бугрино в сопровождении сторожевых кораблей СКР–73 (РТ-86 «Индига») и СКР–74 (РТ-85 «С. Орджоникидзе») вышли транспорты «Ижора», «Онега», «Сорока» и «С. Халтурин», в сопровождении тральщиков Т–887 (РТ-46 «Лосось») и Т-883 (РТ-45 «Двина») - транспорты «Кама», «Кузбасс», «Лахта», «Андре Марти». Конвои прибыли в Архангельск 26-28 октября. 25 октября для обеспечения операции по выводу транспортов и ледоколов из Арктики в Мезень была перебазировано 13 бомардировщиков СБ. 28 октября в Бургино прибыли шесть транспортов, которые в сопровождении тральщика Т–905 (РТ-44 «Нева») и ледокольного парохода «Г. Седов» пришли в Архангельск 2 ноября, СКР-19 (ледокольный пароход «С. Дежнев») привел на буксире в Иоканьгу пароход «Вытегра». 3 ноября в сопровождении эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий» пришли ледокол «Ленин», ледокольный пароход «Сибиряков», транспорт «Сталинград», 8 ноября - четыре транспорта в сопровождении двух тральщиков. 18 ноября прибыл транспорт «Карелия», 19 ноября - транспорты «Кара», «Сакко», мотоботы «Норд» и «Полярник» в сопровождении двух тральщиков. Спасательное судно «Шквал» вывело изо льдов Мезенского залива транспорты «Уфа» и «Шилка». 28 ноября в Архангельск пришли транспорты «Уссури», «Архангельск» и «Куйбышев» под эскортом эсминца «Куйбышев», тральщиков Т-883 (РТ-45 «Двина»), Т-887 (РТ-46 «Лосось»), и Т-905 (РТ-44 «Нева»). 10 декабря прибыл сторожевой корабль СКР-18 (ледорез «Ф. Литке»), 25 декабря в Иоканьгу пришел конвой в составе транспортов «Кузбасс», «Шелонь» и «Свияга» (с баржой на буксире) и спасательного судна «Шквал», в сопровождении эсминца «Сокрушительный» сторожевого корабля СКР-19 (ледокольный пароход «С. Дежнев»), сторожевых кораблей СКР-22 (РТ-79 «Тбилиси»), СКР-25 (РТ-88 «Печорец») и тральщика Т-895 (РТ-84 «Гольфстрим»). Всего в 18 конвоях было проведено без потерь 34 транспорта, 6 ледоколов и ледокольных пароходов, 4 специальных судна и 6 мотоботов.
14 октября 1941 года, Москва - Архангельск – Вологда
В связи с резким уменьшением - почти в три раза, оборота вагонов и замедлением скорости прохождения эшелонов - до 90 км в сутки, на Северной железной дороге, ГКО и СНК СССР телеграммой за подписью И. В. Сталина потребовали от начальника дороги Н. А. Груничева, Архангельского и Вологодского обкомов ВКП(б) и облисполкомов немедленно ускорить выгрузку вагонов, которые необходимы для воинских перевозок и доставки грузов союзных конвоев на фронт. Предписывалось установить особый контроль за работой Архангельского железнодорожного узла и портового района Бакарица. Был принят ежесуточный план выгрузки не менее чем 1800 вагонов, в том числе: по Исакогорскому отделению Северной железной дороги - 700 вагонов, по Няндомскому отделению - 400 вагонов. Для его выполнения в порядке трудовой повинности мобилизовывалось местное население, устанавливался режим круглосуточной работы. Все руководители были предупреждены о персональной ответственности за соблюдение сроков разгрузки и погрузки подвижного состава. Военному прокурору Северной железной дороги было поручено «усилить борьбу с лицами, допускающими простой вагонов под выгрузкой».
14 октября 1941 года - январь 1942 года, Архангельск
В соответствии с приказом Ставки ВГК «О сформировании 50-ти отдельных стрелковых бригад» в Архангельске началось формирование двух отдельных стрелковых бригад. 32-я бригада формировалась из призывников и курсантов Борисовского военно-инженерного (Архангельск), Лепельского пехотного (Череповец), Котласского аэросанного училищ. 33-я бригада формировалась из призывников, а также заключенных лагерей НКВД Архбумстроя и Молотовска. В январе 1942 года началась переброска бригад на Волховский фронт.
15 октября 1941 года, Москва
В Кремль на заседание ГКО СССР был вызван начальник Главного управления Севморпути И. Д. Папанин. И. В. Сталин сказал ему: «Хочу сообщить вам о решении: посылаем вас в Архангельск как уполномоченного Государственного Комитета Обороны. Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт. Мурманск еще ближе, но он всего в 40 километрах от фронта, и вражеская авиация бомбит город регулярно. Мы заключили соглашение с Рузвельтом и Черчиллем. Через Атлантику идут в Архангельск корабли с грузами. Надо организовать их приемку, быструю разгрузку и немедленную отправку грузов на фронт. Это очень важно». Нарком внешней торговли А. И. Микоян добавил: «Нынешнее руководство, к сожалению, не справляется со срочной разгрузкой судов. Первый караван - 6 кораблей союзников - разгружался очень долго. Вы организовывали зимние военные перевозки в Белом море в финскую кампанию. Поэтому вспомнили о вас». Далее Сталин отметил: «Мы надеемся на ваш практический опыт и энергию. Назначая вас уполномоченным Комитета Обороны по перевозкам в Белом море, мы не снимаем с вас ответственности за работу в Арктике. Закрепите за каждым из заместителей и членов коллегии участок работы и строго спрашивайте с них, а сами сегодня же поезжайте в Архангельск. Подчиняться будете товарищу Микояну, а в особых случаях можете обращаться непосредственно ко мне». ГКО приняло Постановление №800с «О назначении Папанина И.Д. уполномоченным Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту». Тем же вечером Папанин, получив мандат уполномоченного ГКО, отбыл в Архангельск.