В кильватер Дервишу - Конвой за конвоем в Россию

15 октября 1941 года, Северная Норвегия

Все силы кригсмарине дислоцированные в северной Норвении подчинены созданному штабу «Адмирала Арктики» во главе с вице-адмиралом Хубертом Шмундтом.

15-17 октября 1941 года, Мурманск

Немецкая авиация подвергла бомбардировке центральный и грузовой районы Мурманского порта. Были повреждены здания управления порта, мастерских и несколько причалов. В Кольском заливе авианалету подвергся эсминец «Сокрушительный».

15-23 октября 1941 года, Архангельск - дельта Северной Двины

Для ускорения увеличения глубин на Березовом баре в устье Северной Двины с 15 октября на дноуглубительных работах был задействован земснаряд «Вайгач», а с 23 октября земснаряд «Амур». Всего за навигацию 1941 года в Архангельске суда Севтехфлота подняли со дна Северной Двины 1,5 млн. кубометров грунта, обеспечив приемку судов осадкой свыше 7,2 м.

15-27 октября 1941 года, Архангельск - Петсамо - Архангельск - Северная Норвегия - Шпицберген - Исландия - Великобритания, Оркнейские острова

Тяжелый крейсер «SUFFOLK», эсминцы «IMPULSIVE», «ESCAPADE» и «NORMAN» вышли из Архангельска, чтобы по пути в Скапа-Флоу перехватить немецкие транспорты на выходе из Петсамо-Лиинахамари. Но затем рейд был отменен, корабли отозваны в Архангельск. 19 октября корабли вновь вышли в море для поиска ковоев противника между мысами Нордкап и Нордкин в заливе Сваерхолс в ночь с 21 на 22 октября. Не обнаружив немцев отряд через Шпицберген и Сейдисфьорд, где корабли провели дозаправку отправился в Скапа-Флоу куда прибыл 27 октября, попутно осуществляя дальнее прикрытие конвоя PQ-2. Эсминец «NORMAN» вернулся в Архангельск.

15-17 октября 1941 года, Северная Атлантика

Конвой SС-48 шедший из Канады подвергся атаке «волчьей стаи» немецких подводных лодок. Эскорт из канадского эсминца «COLUMBIA» и четырех корветов не мог защитить все 50 транпортов, растянувшихся из-за шторма и поломок. Три судна были потоплены. Тогда коммадор конвоя запросил помощь из Исландии. Из Хвальфьорда навстречу вышел отряд американских эсминцев под командованием кэптена  Л. Г. Тибо в составе кораблей: «PLANKETT», «LIVERMOR», «DICTATOR», «KEARNY» и «GREER». Вместе с ними шли британский шлюп «BRODWATER» и французский корвет «LOBELIA». 16 октября американские эсминцы вступили в охранение конвоя. В ночь на 17 октября немцы начали атаки потопив 7 транспортов. Американский эсминец «KEARNY» получил попадание торпеды в правый борт. Погибло 11 человек, 24 были ранены. Благодаря умелой борьбе за живучесть корабль остался на плаву и своим ходом дошел до Рейкьявика.

16 октября - 5 ноября 1941 года, Владивосток - США, Сан-Франциско

Пароходы «Днепрострой» и «Азербайджан» доставили в США первые партии золота по 5 млн. долларов каждая (всего около 9 тонн), предназначенные для оплаты закупленного СССР вооружения и оборудования.

18 октября 1941 года, Горло Белого моря

Следовавший с грузом из Архангельска в Мурманск транспорт «Аргунь» был торпедирован у маяка Городецкий немецкой подводной лодкой U-132. Экипаж и пассажиры спаслись на двух шлюпках и затем были взяты на борт гидрографического судна «Мгла». Находившийся в дозоре линии маяк Терско-Орловский - банка Круглая Орловская сторожевой корабль СКР-70 (РТ-66 «Урал») вышел на помощь транспорту и в 21.18 был торпедирован U-132, погиб со всем экипажем.

18 октября 1941 года, Архангельск

В Архангельск прибыл Уполномоченный ГКО СССР И. Д. Папанин. Он сформировал свой штаб, укомплектованный офицерами областного Управления НКВД и Особого отдела Северного флота. Был разработан план первоочередных мероприятий по расширению возможностей Архангельского порта по приемке судов союзных конвоев. План был одобрен заместителем председателя СНК А. И. Микояном, который обещал помощь, но пока рекомендовал использовать местные ресурсы. Для очистки причалов от лесных грузов на Бакарице и Левом берегу были мобилизованы студенты институтов и техникумов. Прибывший в Архангельск после строительства моста через реку Онега на железной дороге Сорока - Обозерская Головной ремонтно-восстановительный поезд №20 приступил к прокладке новых путей на причалах Бакарицы.

18-30 октября 1941 года, Молотовск

На базе прибывшего с Балтийского флота управления Учебной бригады подводных лодок в Молотовске развернут Учебный дивизион ПЛ Беломорской военной флотилии в составе подводных лодок Л-20 и Л-22, а также плавбазы «Памяти С. Кирова» (плавучая рыбоперерабатывающая база, мобилизованная в состав Северного флота 1 сентября). На стапелях судостроительного завода №402 заложили первые 4 корпуса больших охотников за ПЛ проекта 122А.

19 октября - 8 ноября 1941 года, Шпицберген - Исландия - Великобритания, Оркнейские острова

Тральщики «HARRIER» и «BRITOMART» прибыли к Шпицбергену в Адвентфьорд. Немцы были вынуждены эвакуировать личный состав метеорологический станции «Banse» в район Лонгйира на самолете. 22 ноября обнаружив, что англичане ушли, сотрудники станции вернулись обратно. 23 октября тральщики прибыли в Сейдисфьорд, и после дозаправки вышли в Скапа-Флоу куда пришли 25 октября. 8 ноября немцы закончили оборудование станции.