14 января - май 1942 года, Германия - Северная Атлантика - Северная Норвегия - Кольский полуостров
14 января из трех корпусов армии «Норвегия» была сформирована отдельная армия «Лапландия», командующим которой был назначен генерал горных егерей Э. Дитль. Ей было предписано готовится к новому наступлению на Мурманск. В тот же день три немецких эсминца 8-й флотилии - Z-23, Z-24, Z-25 выставили заграждение «Kusel-1» из 100 мин в Горле Белого моря. Командование германских ВМФ разработало план сосредоточения большинства крупных надводных кораблей на базах в Северной Норвегии, с целью их дальнейшего использования против Арктических союзных конвоев. 16 января в рамках операции «Polarnacht» в Тронхейм прибыл линейный корабль «Tirpitz», в сопровождении четырех эсминцев. 17 января севернее мыса Святой Нос немецкая подводная лодка U-454 потопила ведущий промысел рыболовный траулер РТ-68 «Енисей», а затем - британский эсминец «MATABELE», ставший первым кораблем союзников, потерянным при проводке Северных конвоев. В то же день у полуострова Новая Шотландия следуя из Бостона в Галифакс с грузом по ленд-лизу погиб пароход «Колхозник». 23 января в Мурманске авиацией потоплен буксир «Строитель», 24 января в губе Эйна катер «Весна». 4 февраля у берегов Ньюфауленда, следуя в конвое из США при столкновении с норвежским судном «Houprince» погиб пароход «Двиналес». 11-13 февраля в ходе операции «Cerberus» линкоры «Scharnhorst», «Gneisenau» и тяжелый крейсер «Prinz Eugen» прорвались через Ла-Манш из Бреста в Германию с целью последующего перебазирования на север. 23 февраля в ходе операции «Sportpalast» в Норвегию перешли «карманный» линкор «Admiral Scheer» и тяжелый крейсер «Prinz Eugen» в сопровождении пяти эсминцев и трех эскортных миноносцев. 1 марта северо-восточнее мыса Териберский немецкая подводная лодка U-436 потопила ведущий промысел рыболовный траулер РТ-19 «Коминтерн». 7 марта в ходе первого выхода в море линкора «Tirpitz», сопровождавший его эсминец «Friedrich Ihn» потопил пароход «Ижора», отставший от конвоя QP-8. 14 марта Гитлер объявил союзные арктические конвои стратегической целью особой важности, поскольку военные грузы, поставляемые по этому маршруту «помогали России держаться». Он заявил, что «необходимо разрушить морские коммуникации в Северном Ледовитом океане между англосаксами и русскими, которым до этого практически ничто не мешало». 21 марта в Тронхейм в рамках операции «Eisenbahn» прибыл тяжелый крейсер «Admiral Hipper» в сопровождении трех эсминцев и трех эскортных миноносцев. К концу апреля союзники потеряли при проводке Северных конвоев от воздействия немецкой авиации и флота 15 транспортов, в том числе три - у причалов в Мурманске. 21 мая в ходе операции «Walzentraum» в Тронхейм прибыл «карманный» линкор «Lutzow» с эскортом из четырех эсминцев и сторожевого корабля. К маю здесь также было сосредоточено 8-мь эсминцев и до 20-ти подводных лодок, 5-я минно-тральная флотилия из 8-ми тральщиков, 11-я флотилия противолодочных кораблей из 9-ти охотников за ПЛ и 21-я десантная флотилия. Береговая оборона была усилена 24-ю батареями. В состав группировки люфтваффе было дополнительно пререброшено 20-ть торпедоносцев Не-111. Битва за Арктику вступала в решающую фазу.
31 августа 1941 года - 12 января 1942 года, Великобритания - Исландия - Архангельск - Арктика
До 15 января 1942 года в Архангельск и Мурманск пришли 8 конвоев. 65 транспортов доставили 154 тыс. тонн грузов, из них 130 тыс. тонн - на иностранных судах. Это составило 95% военных грузов поставленных в СССР союзниками в начале войны. Конвои привезли 699 самолетов, 487 танков, 330 бронетранспортеров, 82 пушки, 320 противотанковых ружей и множество других военных грузов. 4 обратных конвоя из 47 транспортов доставили в Великобританию 136 тыс. тонн леса, руды, химикатов. Кроме того, из Архангельска в Арктику и обратно совершили переход 43 внутренних конвоя, в составе которых было 113 транспортов. Еще 14 конвоев (17 судов) прошли по маршруту Кольский залив - Белое море. Всего по внутреним морским коммуникациям в Белом, Баренцевом и Карском морях в 1941 году было проведено 135 конвоев в составе 260 транспортов, и совершено 379 переходов судов без охранения. Еще 55 рейсов совершили дрифтеры, мотоботы и парусники. Было перевезено более 1,2 млн. тонн грузов, доставлено на фронт и эвакуировано в тыл 180 тыс. военнослужащих, 1062 орудия, 68 танков, 318 тракторов, 3037 автомашин, 17086 лошадей, 10,5 тыс. тонн боеприпасов, 7,1 тыс. тонн жидкого топлива, 8,9 тыс. тонн угля, и около 200 тыс. тонн других воинских грузов.
К концу 1941 года план «Барбаросса» на северном участке Восточного фронта потерпел полный провал: немцы и финны не только не вышли к Архангельску, но и не смогли взять Полярный и Мурманск, ни перерезать Кировскую железную дорогу, ни выйти к побережью Белого моря. Битва за Арктику продолжалась еще долгие 3,5 года...